2020 год испытал всех на прочность и показал необходимость адаптироваться. Мы столкнулись с новой реальностью, в которой социальные контакты сокращены до минимума, кофе и вкусная еда — только на вынос, а единственная возможность выйти на открытый воздух — прогулка до соседнего супермаркета.

Однако несмотря на всю разрушительность коронавируса, он подарил нам возможность увидеть другой мир — мир, в котором мы остались наедине с собой. Такое одиночество подтолкнуло нас больше размышлять о самих себе и о том, что нас окружает. Размышлять о том, что на самом деле важно.

Такой период не мог не отразиться и на искусстве, которое всегда реагирует на происходящее вокруг. Время идет: города, страны, империи строятся и рушатся. И в памяти остается лишь то, что страна смогла внести в копилку мировой культуры.

И этот год копилку пополнит. Искусство в этом году изменилось — мы осознали необходимость online-режима, без которого было бы невозможно проводить лекции и выставки, презентации продуктов и услуг. Музеи и галереи модернизировали сайты, социальные сети, стали запускать интернет-проекты. Современные художники снимали перформансы и видео-проекты, посвященные новой реальности и жизни в ней. Каждый адаптировался, как мог.

Что происходило в мире?

В августе анонимный миллиардер заказал у известного ювелирного бренда Yvel Исаака Леви маску, над которой работают 25 ювелиров Yvel в Израиле. Это 250 грамм 18-каратного золота, 3 600 черных и белых бриллиантов, поверх — фильтр N99.

Маска от ювелирного бренда Yvel

«Возможно, за деньги не все можно купить, но если на них можно купить очень дорогую маску от COVID-19 и парень захочет надеть ее, прогуляться и привлечь внимание, то почему бы и нет?», — рассказал Леви газете The Independent.

На этом фоне вспоминается работа известного британца Дэмиана Херста: усыпанный бриллиантами череп — одно из самых дорогих произведений искусства ныне живущих художников.

Бэнкси, известный своей неуловимостью street-art художник, нарисовал в лондонском метро граффити: черные крысы, символизирующие борьбу за выживание, в медицинских масках, с антисептиком и чихающие.

В этом же году, 21 октября, на аукционе Sotheby’s за рекордные 8 минут продали картину Бэнкси «Покажи мне Моне» за 10 миллионов долларов.

«Покажи мне Моне», Бэнкси

Что происходило в Казахстане

И в нашей стране есть талантливый художник, иронично поднимающий важные остро-социальные темы. В этом году Паша Кас опубликовал несколько перформансов, фото и видео-работ на тему самоизоляции и современных реалий.

В марте он установил арт-объект возле аптеки: дорожный знак, перечеркнутый красным, на котором изображена наша планета и надпись «STOP COVID-19». Сопровождающий текст в социальных сетях говорил о том, что надо остановиться и начать рефлексировать, думать о своих желаниях и поступках.

Также рекомендуются к просмотру его летние работы «Child of the Earth/Дитя Земли», «Врачи/Doctors» и «Self-osolation».

«Self-osolation»

Казахстанское кино в этом году тоже не осталось незамеченным. Фильм казахстанского режиссера Фархата Шарипова «18 килогерц» выиграл гран-при 36-го Варшавского международного кинофестиваля.

«18 килогерц — это частота звука, которую не слышат взрослые. Фильм посвящен проблемам подростков. Взрослея, с каждым годом, становится все сложнее понимать проблемы молодых, проблемы, которые казались нерешаемыми, когда ты сам был подростком. Сложно вспомнить ту власть страха, оказавшись в которой, так сложно найти выход. Этим фильмом, мне просто хотелось напомнить обо всем этом», — Фархат Шарипов.

Что будет дальше

В мире искусства 2020 года происходили удивительные вещи — реставраторы музея "Метрополитен" обнаружили скрытый фон на произведении XIV века, фестивали авторского кино открывались и в режиме online охватывали даже больше людей, чем раньше, консерватории и филармонии поддерживали самоизоляцию и проводили концерты только в прямом эфире.

скрытый фон на картине «Мадонна с младенцем на троне», 1340-1345, имя художника неизвестно

Возможно, в непривычном для нас мире искусство будет шагать в ином направлении и искать новые формы для самовыражения. Мы будем видеть больше трансляций, онлайн-перформансов и digital-искусства. Традиционные выставки станут открываться не так часто, но темы будут проходить более глубокий отбор, галеристы уйдут в онлайн продажи и каталоги, а критики станут писать о работах, которые видели только через стекло монитора. Возможно, мы застрянем в этом вакууме и остановимся. Выдержим паузу. А возможно, пойдет новый виток развития искусства, который мы даже и не могли себе представить.

Еще древние греки считали, что ими в искусстве и философии все придумано и дальше уже ничего быть не может. Но после был Рим, Средние века и Византия, Ренессанс и Барокко, Классицизм и Модерн. И несмотря на то, что человечество всегда развивалось с оглядкой на античность, мир не стоял на месте.

В этом году мир изменился, и мы изменились. Но всякое размышление о том, что ждет нас в будущем, устаревает еще до того, как высыхает акварельная краска на листе.


Текст: Александра Кудряшова