С 11 ноября Yandex Qazaqstan проводил занятия в топовых вузах: КБТУ, МУИТ, КазНИТУ имени К. И. Сатпаева и КазНУ имени аль-Фараби. На них эксперты компании рассказывали, как использовать искусственный интеллект в бизнесе, учебе, исследованиях и повседневной жизни. Особое внимание уделили тому, как учатся нейросети и почему в Казахстане их обучение не такое, как во всем мире. Студенты на мероприятиях могли задавать экспертам вопросы. Авторам самых интересных вручались призы — умные колонки Станции Мини с Алисой. 

 Мы побывали на воркшопе в КазНУ, где выступали директор по международному развитию Яндекс Поиска Александр Поповский и директор по продукту международного направления поиска Яндекса Виктор Сикора. Самое интересное из мероприятия — в нашем материале. 

 

 

Почему такого ИИ, как в Казахстане, нет нигде

Здесь разработчики Яндекса столкнулись с уникальной ситуацией: пользователи могут задавать запросы на смеси казахского и русского языков. Обычный поисковик не сможет дать полноценный ответ из-за того, как работают его алгоритмы. Об этом рассказал Александр Поповский:

«Ваша звезда зажигается, только если кто-то до вас задавал такой же вопрос и кто-то на этот вопрос отвечал. Например, вы ищите информацию о правлении какого-то хана. Но никто раньше в целом это не рассматривал. Вам выдадут сотни статей, в которых небольшими отрывками упоминается нужная вам информация, и ее придется кропотливо собирать. А теперь представьте, что запрос — смесь нескольких языков. Вероятность, что кто-то задал вопрос именно так и на него ответили, крайне мала».

Яндекс Поиск с Нейро, который работает на основе искусственного интеллекта, обучался на таких запросах. И научился искать релевантные ответы во всех источниках (казахоязычных, русскоязычных, англоязычных и так далее), выбирать из них самое нужное и формировать связный ответ на выбранном языке. За последние годы доля запросов в Яндексе на казахском выросла с 6–7% до 20%, в том числе — из-за качественных результатов. 

 

 

 

 

Почему ИИ галлюцинирует

Чат-боты, как объяснил Александр Поповский, собирают ответы на основе имеющихся у них баз данных. Некоторые даже указывают, за какой период собрана информация. Поэтому, когда пользователь задает вопрос о каком-то недавнем событии, чат-боты не могут ответить правильно и начинают «галлюцинировать» — генерируют результаты, которые только похожи на правду. Однако система Нейро, объединяющая генеративный ИИ с поисковиком, минимизирует такие ошибки: она анализирует запросы и собирает ответ из проверенных источников, а если не может ответить — честно говорит, что данных нет. 

Виктор Сикора привел такой пример: 

«Я сам — математик и любитель велоспорта. Поэтому задал двум нейросетям — Нейро и другому чат-боту — такой вопрос: на какой факультет в КазНУ мне поступить, чтобы там сочетались велосипеды и математика. Чат-бот выдумал факультет, а Нейро честно написал, что такого факультета не существует, но вот варианты, которые подойдут мне больше», — свои слова Виктор подтвердил скринами запросов и ответов к ним. 

 

 

Почему вокруг ИИ так много споров

Виктор Сикора также рассказал о трансформации интернета и нейросетей. Когда-то они были инструментом для избранных, а сегодня стали доступны для всех. Но вместе с этим возникают вопросы об этике.

«Как внедрить ИИ в образование так, чтобы он помогал учиться, а не списывать?» — поинтересовалась студентка Aouani Maria. Эксперты ответили, что проблема списывания — стара как мир, поэтому искусственный интеллект тоже может использоваться для подобных целей: как интернет, радио и другие достижения науки и техники. Но это часто становится заметно, потому что нейросеть не может создать ничего нового, только найти старое. 

Этим она облегчает работу: вы не тратите время на поиски, искусственный интеллект соберет все самое нужное и выдаст в удобной форме. А вы сможете заняться самым интересным — выйти за круг известного, построить гипотезу или провести эксперимент. То же должны делать студенты, которые решат использовать нейросети в учебе. 

«Как сохранить уникальное мышление в эпоху ИИ?» — этот вопрос студента Полатбека Ернура на воркшопе вызвал бурное обсуждение, ведь чат-боты часто выдают однотипные ответы. Эксперты подчеркнули, что ИИ — это не замена, а помощник. Он ускоряет поиск информации и предоставляет больше возможностей для анализа, сохраняя при этом свободу для креативности.

Поэтому не нужно относиться к нейросетям как к личностям, видеть в них пророков или бояться восстания машин. При разработке Нейро отдельное внимание уделяют безопасности и этичности. Поисковики на основе искусственного интеллекта определенно открывают новую эру, но все еще остаются только инструментом. 

 

 

 Материал подготовлен при поддержке