СитуацияДимаш Альжанов: «НСОД в настоящем виде — инструмент манипуляции»
Узнали, можно ли доверять Национальному совету общественного доверия и почему его недостаточно для диалога с властями
12 июня этого года Касым-Жомарт Токаев постановил создать Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан. Указ вышел на фоне протестных настроений и митингов, во время которых задержали около четырех тысяч человек в столице и Алматы.
По словам Токаева, совет должен стать площадкой для плюрализма мнений, а в его состав войдут представители всего общества. Первое совещание совета должно состояться в августе этого года. Пока, согласно постановлению, Администрация Президента должна провести консультации с лидерами политических партий, неправительственных организаций, представителями гражданского сектора по вопросам формирования Совета и порядка его работы.
14 июня предприниматель Маргулан Сейсембай сообщил, что его позвали в Администрацию Президента для обсуждения возможных механизмов работы совета.
Мы поговорили с политологом Димашем Альжановым о перспективах совета, о том, в каком виде он должен функционировать, а также узнали, что думает Димаш по поводу политической активности Маргулана.
Дисклеймер: Мнение героя может не совпадать с мнением редакции The Village Казахстан
Димаш Альжанов
политолог
С начала транзита власти общество отчетливо оформило свой запрос на широкие политические изменения, переход к парламентской республике, а через протесты 9-12 июня показало неприятие политики репрессий и массовых фальсификаций результатов голосования.
Только после волны протестов власти постепенно стали осознавать, что между обществом и властью образовалась большая пропасть. Страна скатилась к политическому кризису слабой легитимности из-за неадаптивной авторитарной модели президентской власти, методы правления которой уже не соответствуют запросам изменившегося общества.
Инициатива с Национальным советом общественного доверия, представленная Токаевым, призвана погасить протестные настроения в обществе и направить их в русло бесконечных переговоров, как это уже не раз делалось. Вторая задача, которую ставят в команде Токаева, — создать видимость диалога и взаимодействия с обществом, восполнить дефицит доверия. Для этой цели были мобилизованы Маргулан Сейсембай и ряд других лиц, чтобы сформировать позитивное общественное восприятие инициативы властей. Третья задача — увести общественное внимание с политической повестки, например, с реформы политической системы к обсуждению менее значимых вопросов.
Для выхода из политического кризиса власти страны должны сперва продемонстрировать свою политическую волю и вернуть доверие граждан через реальные политические реформы. Надо понимать природу авторитарного режима и тот факт, что с абсолютной властью никто не расстается просто так. Национальный совет общественного доверия в настоящем виде, — скорее инструмент манипуляции без четких механизмов функционирования, а его состав, скорее всего, будет заполнен фасадными партиями и общественными организациями.
Это ни в коем случае не призыв к игре с нулевой суммой (Состязание, в котором проигрыш одного игрока равнозначен выигрышу другого — Прим. ред.), а скорее необходимость сохранить инициативу на стороне общества. Обществу надо помнить, что мы, казахстанцы, — источник власти в стране. Это у власти кризис доверия и легитимности, а у общества нет потребности повышать утраченное доверие к ним. Нам нужна гарантия наших прав, свобод и понятные правила игры.
Поэтому условием для начала общественного диалога по восстановлению доверия и последующей реформе политической системы Казахстана должны стать следующие шаги:
Власти должны безоговорочно гарантировать всем право на мирные собрания и свободу выражения во всех публичных местах. Все митинги, шествия, демонстрации и пикеты должны носить уведомительный характер. Для этого необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан», а также соответствующие статьи КоАП.
Следует ввести законодательный запрет на использование сил национальной гвардии и армии для подавления мирных протестов. Полиция должна обеспечивать безопасность мирных собраний и быть нейтральной по отношению ко всем политическим силам.
Уголовные дела всех казахстанцев, осужденных по политическим мотивам, должны быть пересмотрены. Все лица, в отношении которых применен административный арест, должны быть освобождены от административной ответственности, так как были привлечены к ней незаконно.
Власти должны отказаться от политики давления на журналистов и блокировок интернета. Закон «О СМИ» должен быть пересмотрен, а также статьи КоАП и УК по диффамации (Оглашение в печати позорящих кого-либо сведений, при этом необязательно клеветнического характера — Прим. ред.).
Все законодательные ограничения на создание политических партий и общественных объединений должны быть сняты. Закон «О политических партиях» должен гарантировать свободу объединений. Регистрация общественных объединений и партий должна носить уведомительный характер.
Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» должен быть изменен в соответствии с рекомендациями ОБСЕ/БДИПЧ, чтобы гарантировать избирательные права граждан и ввести механизм подотчетности выборов обществу. Наблюдатели должны получить широкие права по мониторингу процесса подсчета голосов вместе с членами комиссий. Все протоколы с результатами голосования должны быть публично доступны сразу после подсчета.
Выборы в Парламент и маслихаты должны проходить по одномандатным округам. Акимы городов и областей избираться прямым голосованием. Должны быть введены соответствующие поправки в законодательство страны.
Отказ от политики поляризации и противопоставления граждан по языковому и этническому признаку или политическим убеждениям.
Национальный диалог в ситуации политического кризиса — важный инструмент, который должен строиться исключительно на доверии и прозрачности. Власти и элиты должны осознать, что у общества нет доверия ко всей авторитарной политической системе, и пришла пора перемен. Следует начать с изложенных выше политических реформ и заслужить утраченное доверие. Только после этого можно детально прописать механизмы функционирования совета и его состав, и совместно со всеми политическими силами разработать дорожную карту перехода к парламентской республике с полным внедрением демократических механизмов. Иначе мы обречены застрять в циклах политических кризисов в рамках неадаптивной авторитарной системы.
Обложка: planetoghotels
Комментарии
Подписаться