В конце прошлого года в социальных сетях появились видео, на которых Усть-Каменогорск утопает в дыму. 27 ноября в «Казгидромете» заявили, что содержание оксида углерода, частиц P.M 2.5 и дикосида серы в воздухе превышает норму — школьников на два дня перевели на дистанционное обучение.

Аким ВКО Ермек Кошербаев поручил проверить аппараты для замеров состояния воздуха. А также заявил, что сам кашляет при выходе на улицу. К тому времени густой дым над городом стоял уже на протяжении недели.

Разбираемся в причинах плохого качества воздуха в Усть-Каменогорске, а также рассматриваем, что предпринимают власти для решения проблемы.

Текст Султан Темирхан

 

Почему воздух грязный?

Эксперты выделяют четыре основных фактора, из-за которых качество воздуха в городе остается низким. Это — неблагоприятные погодные условия, автомобили, ТЭЦ и местные добывающие предприятия.

Первый фактор известен местным непонаслышке. Его здесь сокращенно называют НМУ. Согласно данным «Казгидромета», неблагоприятные метеорологические условия в Усть-Каменогорске фиксируют около 100 дней в году. Это моменты, когда в местности стоит безветренная погода, из-за чего воздух не очищается, и в нем скапливаются вредные вещества. В основном это происходит осенью и зимой — ввиду того, что город расположен в чаше гор. В такие дни экологи даже советуют избегать долгих прогулок и не открывать окна в помещениях.

Второй фактор — это, конечно же, автомобили. Согласно последним данным, в Усть-Каменогорске зарегистрировано более 110 тысяч машин. Население города при этом составляет около 374 тысяч человек. Площадь областного центра — 540 квадратных километров. Это значит, что на 100 человек в Усть-Каменогорске приходится 34 автомобилясамый высокий показатель количества автомобилей на душу населения по всей стране.

ВКО также входит в топ-лидеров по количеству старых автомобилей. Легковых машин старше 10 лет в области насчитывается более 211 тысяч. Старше 20 лет — 155 тысяч.

Несмотря на это, основным фактором грязного воздуха в городе остаются далеко не автомобили, а местные предприятия. По словам эколога Даулета Асанова, выхлопы транспорта не способны перекрыть тот объем веществ, который исходит от промышленных гигантов.

 

 

Чем известен «Казцинк»

На протяжении многих лет ВКО остается крупнейшим промышленным регионом страны. По данным Бюро национальной статистистики, здесь зарегистрировано свыше 15 тысяч предприятий. В том числе такие гиганты, как «Казцинк», KazMinerals, Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат и Ульбинский металлургический завод. Некоторые расположены в черте города, другие — рядом с ним.

Самым большим из предприятий является «Казцинк» — горно-металлургическая компания, которая производит цинк, медь, свинец и драгоценные металлы. К ней относятся такие предприятия, как Усть-Каменогорский металлургический комплекс, Риддерский горно-обогатительный комплекс, ГОК «Алтай», Бухтарминская ГЭС и другие. Расположены они в Усть-Каменогорске, Риддере, Серебрянске и Алтае.

Несмотря на название, «Казцинком» владеет не Казахстан. На долю отечественного «Тау-Кен Самрук», которая принадлежит «Самрук Казына», приходится всего 29% доли. Остальные 71% принадлежат швейцарской корпорации Glencore. А до 2013 года «Казцинком» владел миллиардер Булат Утемуратов. 

За 2023 год «Казцинк» произвел 262 тысячи тонн цинка, 98 тысяч тонн свинца, 42 тысячи тонн меди, 598 тысяч унций золота, а также 2,7 миллиона унций серебра. Объемы добычи предприятия неуклонно росли с 1997 по 2017 год. В среднем компания производила продукции на 300–400 миллиардов тенге.

Однако за последние пять лет добыча свинца, меди и серебра на «Казцинке» снизилась. Одна из причин — падение спроса на цинк и свинец по всему миру — в последние годы свинцово-кислотные аккумуляторы для автомобилей все чаще заменяют на литиево-ионные батареи. Еще одна причина — война в Украине, из-за которой нарушились логистика и поставки через Россию. В 2024 году Glencore собирались продать свою долю в «Казцинке», однако передумали, когда потенциальные покупатели якобы не смогли адекватно оценить стоимость предприятия.

Руководство «Казцинка» регулярно открещивается от ответственности за экологические проблемы и заявляет, что ежегодно тратит миллиарды тенге на соответствующие программы. Так, в 2016 году исполнительный директор компании Андрей Лазарев говорил, что «Казцинк» ежегодно инвестирует порядка 6 миллиардов тенге на программы по снижению выбросов. По его словам, в рамках инициатив построено три сернокислотных установки для очистки серосодержащих газов. Он также рассказал, что с начала деятельности компания нашла методы утилизации и вторичного использования 11 видов отходов, в том числе неутилизируемых. В прошлом году «Казцинк» стал первым предприятием ВКО, которое установило автоматическую систему мониторинга выбросов стоимостью в 4,2 миллиарда тенге.

Помимо прочего, компания вносит вклад в развитие региона: строит медицинские центры, детские сады, спортивные комплексы, выделяет средства на проведение местных мероприятий и выкупает спортивные команды. Однако не стоит забывать, что выручка «‎Казцинка» исчисляется сотнями миллиардов тенге. Поэтому социальное развитие для них — трата несущественная.

 

 

К чему приводят вредные выбросы

ВКО возглавляет анти-рейтинги по онкозаболеваемости по всей стране. Показатель в области на 55% выше чем в среднем по Казахстану — 321 человек на 100 тысяч населения. Если брать статистику в разрезе региона, то наибольшая заболеваемость наблюдается именно в Усть-Каменогорске. Сами жители рассказывают, что на протяжении многих лет чувствуют сладкий металлический привкус во рту.

В 2019 году группа экспертов выяснила, что Ульбинский металлургический завод незаконно расширял хранилище отходов на окраине города, что наносило существенный вред подземным водам. Экологи написали об этом в социальных сетях, после чего поднялся общественный резонанс, и руководство УМЗ оштрафовали.

В 2021 году глава департамента экологии ВКО Данияр Алиев рассказывал, что только Усть-Каменогорский металлургический комбинат, который относится к «Казцинку», ежегодно выбрасывал до 29% вредных выхлопов в атмосферу.

Еще 27% приходились на Усть-Каменогорскую ТЭЦ — это около 15 тысяч тонн в год. При этом, по словам эколога Даулета Асанова в документальном фильме «Жер, Су, Ауа» от проекта Adamdar.CA, за последние годы потребление угля на ТЭЦ выросло на 500 миллионов тонн в год. Если в 2008 году показатель составлял миллион тонн, то на момент публикации фильма в 2024 году потребление составило уже свыше полутора миллионов.

— Все это сопровождалось отписками с акимата о том, что в нашем городе не хватало тепла. Окей, вы нарастили мощность в 500 тысяч тонн угля. Но тогда я должен был заметить, что частные дома в городе, которые топятся углем и печками, начали получать центральное тепло и воду. Но они этого не получили, — подмечает эколог.

В 2020 году Департамент экологии оштрафовал Риддерский горно-обогатительный комбинат «Казцинка» за превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) в воздухе. Сумма тогда достигла более 700 миллионов тенге.

Всего на «Казцинк» приходится почти половина выбросов в регионе — в среднем это около 27 тысяч тонн в год или 49% выхлопов. По словам Данияра Алиева, в пиковые годы, 10–15 лет назад, выбросы доходили до 40 тысяч тонн в год.

Заметно, что несмотря на внимание со стороны властей, официальные данные о количестве выбросов от предприятий почти не меняются. В интервью для аналитического журнала «Власть» эколог Роман Честных рассказывает, что это происходит из-за того, что компании выделяют деньги на те мероприятия, которые и так планировались.

— Они решают потратить деньги еще до составления дорожной карты, на те мероприятия, которые и так планировали. Ремонт чего-то, что и так работает — это не об улучшении, это просто чтобы не стало хуже, — объясняет эксперт.

 

 

Бесконечные штрафы

В мае 2019 года жители ВКО обнаружили, что цвет реки Березовка стал ярко-зеленым. Поднялся шум в социальных сетях — специалисты Департамента экологии выехали на место загрязнения. В результате проверка выявила в реке превышение марганца в 140 раз, цинка — в 44 раза, аммония — в два раза, сульфата и меди — в пять раз. Ответственность за неконтролируемые сбросы понес «Казцинк»предприятие оштрафовали на 8 миллионов тенге.

В июле 2023 года жители вновь обратили внимание на нарушение со стороны «Казцинка». На этот раз из-за загрязнения реки Филипповка — вода в ней перекрасилась в молочный цвет. В ходе проверки специалисты выяснили, что загрязнение произошло из-за прорыва пульпровода на хвостохранилище Риддерского горно-обогатительного комплекса, который принадлежит «Казцинку». За эти последствия компания заплатила 50 миллионов тенге.

Важно отметить, что многие реки в восточном Казахстане — это притоки реки Иртыш. Они являются частью единой экосистемы. В случае загрязнения одного водоема всегда есть риск попадания вредных веществ в остальные русла. Вода из этих рек используется не только в качестве питьевой, но и для сельского хозяйства, а также работы ТЭЦ и промышленных предприятий.

В документальном фильме «Жер, Су, Ауа» доктор наук по химическим технологиям Иван Раделюк рассказывает, что биотестирования в радиусе нескольких километров от предприятий в ВКО всегда выявляют «скрытые загрязнения».

— Мы видим, что через 500 метров, через 8–9 километр [от предприятий], когда делают биотестирование, погибает 70–80 и даже 100% микроорганизмов. То есть несмотря на формальную чистоту, согласно концентрации измеряемых загрязняющих веществ, биотестирование показывает какое-то скрытое загрязнение, которого на данный момент, к сожалению, не может выявить «Казгидромет», — говорит Раделюк.

В феврале 2024 года Минэкологии завершили проверку по факту загрязнения реки Ульба в восточном Казахстане. Проверка выявила превышение марганца в реке в 4,5 раз из-за ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений, в результате которой происходили многочисленные изливы в реку — «Казцинк» вновь оштрафовали на 50 миллионов тенге. Однако до сих пор непонятно, повлияют ли многочисленные штрафы и внимание общественности на соблюдение экологических норм.

 

   

Обложка: Liu / Unsplash