К нам в редакцию обратилась девушка, которая рассказала, как в Астане уже несколько лет заводчики продают людям смертельно больных котят. Пострадавших более 150 человек, и только у нескольких из них котята выжили. 

Рассказываем, что происходит и почему правоохранительные органы так долго ничего не предпринимали.

Текст Таисия Королева

 

Истории пострадавших

Наиля с мужем решили завести котенка, зашли на OLX и увидели фотографию красивых шотландских котят. Котенка семье привез в коробке курьер. По словам Наили, в первый день котенок вел себя, как обычно: играл, был активным. Странности начались на второй день, когда котенок перестал есть. Сначала Наиля и ее муж не увидели никакого подвоха и просто спросили у заводчицы, чем лучше кормить котенка, чтобы восстановить питание. Но она им больше не отвечала. 

«Когда мы повели его в ветеринарную клинику, мы встретили девушку с котенком. И оказалось, что этот котенок той же породы, того же возраста, от того же заводчика, и у него чумка», — рассказала Наиля. 

Котенка встретившейся девушки пришлось усыпить, а вот кот Наили, к счастью, выжил. Как потом оказалось, заводчики обманули их с мужем не только со здоровьем котенка, но и с его возрастом: питомцу было уже почти три месяца. Именно это и спасло ему жизнь. В таком возрасте котята более стойкие и легче переносят серьезные заболевания.Купили они с мужем котенка за 40 тысяч тенге, а еще примерно столько же потратили на лечение.

Кошачья чумка (панлейкопения — прим. ред.) — это очень заразная и опасная болезнь домашних животных. Людям она не передается, а вот кошка может заразиться воздушно-капельным путем, внутриутробно, от укусов насекомых, а также при контакте с поверхностями, где была другая больная кошка. Если у заводчика хотя бы один раз животное заболело чумкой, котят в том же помещении оставлять нельзя. 

«Нам предложили положить котика в стационар стоимостью 15 тысяч тенге в сутки, а лежать он там должен [был] неделю. У нас не было такой возможности на тот момент. К тому же я испугалась, что там другие больные коты, которые могут его заразить. Но многие люди вкладывают эти деньги, лишь бы питомец выжил, хотя смерть в таком возрасте наступает в 90 процентах случаев», — пояснила Наиля. 

Другую пострадавшую зовут Наталья. Они выбирала котенка несколько дней, связалась с заводчицей. Сначала все было в порядке: та отвечала на все вопросы, а также пообещала, что у кота есть все необходимые документы о вакцинации. За кота Наталья заплатила 30 тысяч тенге. 

«Мы хотели поехать и забрать котенка лично, приехать к ним домой и посмотреть. Но нам сказали, что они только курьером отправляют кошек. Вечером его привезли, но он отличался от фото», — рассказала Наталья.

Женщина сразу заметила, что котенок очень вялый, не играет, очень плохо ест. На следующий день у животного начался кровавый понос, он перестал пить воду и есть. Когда пострадавшая попыталась связаться с заводчицей, та уже не отвечала ни на звонки, ни на сообщения. Дозвониться Наталье удалось только с другого телефона, но заводчица сказала, что вообще никаких котов не разводит. 

Котенка Натальи спасти не удалось, хотя женщина сделала все возможное. На лечение питомца ушло более 130 тысяч тенге. 

Наиля не захотела оставлять свою ситуацию без внимания и записала видео о ней в TikTok и Instagram. После этого ей написали десятки людей, столкнувшихся с той же проблемой. У большинства из них котята не смогли выжить. Пострадавшие решили объединиться: по их оценкам, за десять лет около 2 тысяч человек столкнулись с той же проблемой.

 

 

Что известно о заводчиках

Как рассказали пострадавшие, заводчики продают больных котят уже не первый год — вся семья разводит их уже около 10 лет.  Более того, отправляют их не только по Астане, но также в Алматы, Караганду и Темиртау. 

«В ветеринарной клинике, где мы обследовали котенка, оказывается, уже хорошо знали эту заводчицу. Потом мы узнали, что есть целая группа пострадавших. У многих котята умирали при детях, которым их дарили, а у кого-то они заражают и других домашних животных», — рассказала Наиля. 

По словам пострадавших, заводчики предоставляют поддельные документы о вакцинации животного. В распоряжении редакции есть переписка, в которой заводчица утверждает, что у животного есть все необходимые документы. Также она уточняет, что у них «лучшие котята по всему KZ».

При этом всю оплату заводчики принимали простым денежным переводом по номеру телефона, что помогает избегать уплаты налогов. Пострадавшие пытались связаться с заводчиками, некоторые писали или звонили, а некоторые сразу приезжали лично. Однако это ни к чему не привело: на приезд заводчики реагировали агрессивно, а звонки вызывали в лучшем случае игнорирование, а в худшем — угрозы. 

Заводчики считают, что продают здоровых котят, а заражаются они уже дома у хозяев. 

Мы попытались связаться с заводчиками, чтобы получить их комментарий о ситуации — но, к сожалению, ни на звонки, ни на сообщения на момент публикации материала так никто и не ответил. 

 

 

Коллективный иск и ответ правоохранительных органов

Пострадавшиеот рук заводчиков написали коллективное заявление в полицию. При этом Наиля рассказала, что его долго не принимали, а в других городах закрывали дело за отсутствием состава преступления. 

«Нам бы хотелось прекратить ее деятельность. Во-первых, жалко самих котят и их хозяев, которые отдают много сил и слез на то, чтобы спасти своего питомца. Во-вторых, эта болезнь ведь передается другим животным. Случается такое, что больной котенок в итоге остается на улице, где может заразить и уличных животных», — считает Наиля. 

Как сообщили Tengrinews в астанинском департаменте полиции, сейчас проводится досудебное расследование по статье «Мошенничество». 

«Очень долго не регистрировали уголовное дело. Все поступавшие и даже поступающие до сих пор заявления списывают под предлогом, что нет состава преступления, либо оставляют без рассмотрения <...> Я считаю, дело должно вестись по статье 190, части 3 Уголовного кодекса, то есть "Мошенничество, совершенное неоднократно". А также по статье 316, части 2 и 3 – это жестокое обращение с животными неоднократно, повлекшее гибель животных», — прокомментировала действия ДП в комментарии для Tengrinews адвокатка Таншолпан Токтышева.

 

   

Обложка: Don Hassan / Unsplash