Даже если казахстанцы не ознакомились с составом обновленного Мажилиса, новоиспеченная депутатка Каракат Абден запомнилась многим по президентским выборам. Во время дебатов с кандидатами в президенты Абден заявила, что в Казахстане необходимо ввести налог на брак с иностранцами для казашек, чтобы девушки и их родители «задумались».

Рассказываем, почему идеи депутатки Каракат Абден вновь дискриминируют женщин.

Автор Сапарбек Кенжибек

Что случилось

Депутатка мажилиса VIII созыва и экс-кандидатка в президенты Каракат Абден не отказалась от своей идеи ввести в стране налог на браки с иностранцами.

«Я одно могу сказать: все, что я говорила, все мои идеи, все вопросы, которыми я занималась, они найдут продолжение в моей последующей деятельности. То, что вы сейчас говорите, это нужно распаковывать, нужно объяснять, каким образом это будет. Почему бы и нет? Однозначно!» — ответила мажилисвумен на вопрос журналистов о введение налога на брак с иностранцами.

По ее словам, молодежь завидует жизни за рубежом, а должна заботиться о сохранении традиций. Подобная риторика характерна для Абден: она основала институт культурно-нравственного воспитания девочек «Қазақ қызы» и выпустила книгу под названием «Ты — казашка. Гордись!».

Дискриминация женщин

Предложение депутатки вновь вызвало недоумение и возмущение казахстанцев. По словам главной редакторки издания Batyr Jamal Дианы Матвеевой, идея Каракат Абден — абсурдная, сексистская и мизогинная.

«Это прискорбно, что депутатка мажилиса — законодательного органа — предлагает такие ужасные вещи. И плохо это по нескольким причинам.

Во-первых, это объективация. Отношение к женщинам, как к вещи. Мы облагаем налогом недвижимость, транспорт, деньги и так далее. Но людей? Нет такого, чтобы людей облагали налогом. Это отношение к женщинам, как к вещи, которая кому-то принадлежит. Будто мы принадлежим Казахстану, и чтобы нас передать в пользование иностранцу — надо заплатить экс-правообладателю. Это даже звучит отвратительно.

Во-вторых, она говорит только о женщинах. Я не слышала, чтобы она хотела облагать налогом мужчин, которые женятся на иностранках. Получается, мужчины в Казахстане могут выбирать себе жен свободно, а женщины мужей нет? Вся ее «идея» — абсолютное нарушение прав женщин. Конечно, я понимаю, что большинство мажилисменов и мажилисвумен не оценят ее идею, но то, что это вообще звучит из уст человека, который принимает законы в нашей стране — это абсолютно ужасно», — подчеркивает феминистка.

Из-за негативной общественной реакции Каракат Абден поспешила прояснить позицию на личной странице в Instagram. По ее словам, налоговая инициатива прозвучала во время выборов как одна из мер по сохранению национальных традиций и укреплению патриотизма. Но в стенах мажилиса ни один вопрос без глубокой проработки с научных анализом подниматься не будет.

«Население Казахстана не такое большое, и любой отток — это вопрос национальной безопасности. Женщины тем более важны, ведь они проводники наших национальных ценностей… В целом, меня радует тот факт, что население активно обсуждает все инициативы и выражает свою гражданскую позицию. В ближайший период вопрос о налоге на брак с иностранцами не является для меня актуальным», — написала депутатка.

Отметим, что похожий налог для невест когда-то существовал в Туркменистане. Иностранцев обязали платить 50 тысяч долларов за официальное разрешение на вступление в брак с гражданином или гражданкой Туркменистана. Этот закон критиковали за то, что он способствовал углублению культурной и политической изоляции страны.

Позже президент Сапармурат Ниязов отменил правило, обязывающее иностранцев платить 50 тысяч долларов, чтобы заключить брак с гражданином Туркменистана. Все это было в начале 2000-ых годов, однако Каракат Абден предлагает вводить такие нормы сейчас.

Этнический национализм

В прошлом году экономисты из DESHT разбирали предвыборную кампанию Каракат Абден, и отмечали в ней неоднозначные посылы, которые могут вылиться в межнациональные конфликты.

В своей предвыборной программе Абден постулировала, что «государство — это нация» и ее цель — «повышение благосостояния государствообразующей нации — казахского народа». Кандидатка также предлагала создать «национально-патриотические молодежные клубы».

Как отмечают эксперты, одно дело — «возрождение традиций», «передача бесценного опыта», «духовные принципы», «демократия на генном уровне». Другое — перераспределение денег в обществе, а вместе с ним — дискриминация.

«Все это не очень хорошие посылы, когда каждый третий казахстанец к казахам не относится. И еще хуже, когда они географически сконцентрированы, и не только на севере», — комментировали экономисты.

По мнению экспертов, Абден предлагала разобщающие идеи с непредсказуемыми последствиями. Например, такая концентрация на этническом национализме может привести к межнациональным конфликтам и сепаратизму.

О книге

Книга Абден «Ты — казашка. Гордись!» издана на казахском и русском языках и посвящена роли современной казахской девушки в казахстанском обществе и необходимости соблюдать традиции.

Презентуя книгу в инстаграме, Каракат Абден написала:

«Казахские девушки никогда не рвались вперед или наперекор мужчине, как это принято на западе, и не увлекались феминизмом. Нам это не нужно. В то же время и за мужчинами они слепо не шли. В казахской степи женщина всегда была наравне с мужчиной: никогда не закрывала лицо, садилась на коня, бок о бок сражалась за родную землю и принимала участие в важных решениях».

Отмечалось, что депутатка придерживается двух конфликтующих друг с другом точек зрения: казахские девушки никогда не шли наперекор мужчине, не увлекались феминизмом, но при этом сражались с мужчинами бок о бок и не шли за ними слепо.

«Вопросы есть также к книге „Ты — казашка. Гордись!“. А если не казашка, что тогда? Как можно в книге 21 века писать о традициях, по которым девочек выдавали замуж в 9 лет?», — комментировала активистка Фариза Оспан. Напомним, что после постов о книге и институте Абден ей начали поступать угрозы.


Обложка: kapital.kz