Реакция«От Года молодежи ждать полезных программ не стоит»: Что думают молодые казахстанцы о 2019?
Поговорили с блогерами, предпринимателями, режиссерами и учеными
23 января в Астане прошло официальное открытие года молодежи, на котором Нурсултан Назарбаев встретился с представителями молодого поколения. Среди них — спортсмены, молодые предприниматели, ученые, выпускники программы «Болашак», победители конкурса «100 новых лиц», вайнеры и блогеры.
Президент отметил, что год молодежи поможет решить насущные проблемы молодых казахстанцев: доступное и качественное образование, наличие работы, жилья и возможность создать семью. Из планов: построить 1 000 арендных квартир в Алматы, Астане и Шымкенте, оказать поддержку волонтерам и повысить стипендию активным студентам, увеличить гранты для молодых ученых (в 2019 году выделят три миллиарда тенге), подъемные для переезда в село и выдать льготные кредиты на открытие бизнеса, чтобы решить проблему с безработицей. Снова заговорили о переоснащении университетов и колледжей.
В свою очередь, инициативу предъявили и молодые люди: рассказали о своих стартапах и планах, предложили создать министерство маркетинга и озвучили, какую поддержку хотят получить от государства. Всего на организацию однодневного мероприятия потратили 223 миллиона тенге.
Мы собрали мнения молодых ученых, предпринимателей, блогеров и активистов и узнали, что они думают о прошедшем мероприятии, годе молодежи и планах государства на год.
Асселина Сайлаубекова
блогер
Я очень рада за ребят, их деятельность, как ролевых моделей молодежи, была замечена и уже официально одобрена. Думаю, это очень логичный и правильный ход ― приглашать добившихся народного признания блогеров/артистов, показывать близость с молодым поколением. Тем более, такая практика уже не первая, вспомним Обаму и вайнеров, которые даже совместные видеоролики снимали. Никак не могу прокомментировать важность и ценность прошедшего мероприятия, но хотя бы картинка была красивой.
Способны ли блогеры поднимать действительно важные темы? Это уже другой вопрос. И я призываю своих коллег понимать, какое огромное влияние они могут оказать для молодежи и оставить след в истории в целом.
Ханзат Кенес
режиссер
Друзья мои вайнеры, у меня несколько вопросов по поводу сегодняшнего мероприятия.
Во-первых, что для вас, как представителей прогрессивной молодежи, значит идея «Рухани Жангыру»? Второе, реально ли вы считаете что эта идея интересна для зарубежной аудитории? Почему она должна быть интересна для американцев, французов, итальянцев, китайцев, арабов? В-третьих, не считаете ли вы, что тесное сотрудничество с государством будет влиять на вашу личную и творческую свободу? В конце концов, вы не боитесь стать заложником ситуации и инструментом власти? Например, на предстоящих очередных внеочередных президентских выборах? В-четвертых, что для вас значит быть ролевой моделью молодежи? Продвижение развлекательного контента и сделать подрастающее поколение аполитичным или все же внести вклад в процесс воспитания социально-ответственного гражданина?
Дана Акилбекова
биофизик
Такие мероприятия, по сути, бесполезны. Они не решают проблем молодежи ― отсутствие социальных лифтов и, как следствие, высокий уровень самоубийства среди молодых людей. Приятно узнать, что нас хотят поддержать, и даже велели увеличить финансирование фундаментальных и прикладных исследований молодых ученых на три миллиарда тенге ежегодно. Но финансирование ― это лишь верхушка айсберга. Глупо ожидать, что, выделив по несколько миллионов тенге 9 тысячам молодым ученым (именно столько их в Казахстане), у нас магически появятся инновации и наука станет на уровень выше. У нас нет хорошо налаженной научной инфраструктуры ― системы закупа, механизма оценки работы. Я не уверена, буду ли подавать на грант, так как не хочу быть замучена бумажной волокитой и отчетами в Комитет науки и МОН.
Меруерт
молодой предприниматель
Считаю, что какие-то специальные акции (как правило, краткосрочные) не нужны. У нас правительство всегда любит короткую громкую акцию ― помпезно на 223 миллиона провести форум, а что этот форум даст ― непонятно. Молодежь поверит государству только тогда, когда оно обеспечит ему ориентир на будущее, потому что молодым, как бы банально это ни звучало, жить и жить, поэтому нам нужны долгосрочные планы и их исполнение, причем не коррумпированное. О каких долгосрочных ориентирах мы можем говорить в государстве, в котором привыкли тратить огромные, непостижимые суммы на ЭКСПО, Молодежный форум с вайнерами, нерентабельный курорт Кок жайляу, явно давая понять, что «сейчас на широкую ногу, а там будь что будет».
Мне обидно, когда мой младший брат присылает видео о том, как он добирается в школу вприпрыжку по грязи, потому что в провинции за 28 лет не появилось дорог; мне обидно понимать, что, обучая людей английскому языку, от каждого второго, если не первого, я слышу «хочу свалить из страны» ― не для этого я хотела раньше заниматься образовательной деятельностью. Мне обидно, что моя сестра-ровесница, работающая в школе преподавателем, вынуждена подрабатывать на выходных в ресторане официанткой. Мне обидно, что казахский язык стал языком, на котором общается наименее образованная и прогрессивная часть страны, а казахские песни создаются преимущественно для тоев. Мне было обидно, что в университете наши знания оценивали по никому ненужным устаревшим дипломам, которые из года в год списывают с российских сайтов тысячами, и никто не проверяет это на плагиат. Мне было обидно, что на выборы Президента нас погнали всем университетом, и не дай бог не приди. Стоит ли говорить о том, что мне пришлось требовать, чтобы я подписалась действительно за свою фамилию, а не подставную. Мне обидно, что с каждым годом я должна мириться со стремительно падающим тенге, и конца этому, кажется, не будет никогда.
Вот что меня волнует больше всего, а не то, будет ли условное Министерство Маркетинга (даже если и «условное») создавать красивые логотипы или нет.
Опять смотрим на обложку, а внутри ― бюрократия, бутафория и популизм.
Адиль Закенов
главный редактор Le Shapalaque
Программа «Года Молодежи» сама по себе выглядит довольно интересной и нужной для Казахстана, она нацелена решить проблемы молодежи с жильем, увеличить финансирование молодых ученых и повысить пособия молодежи, переезжающей в село. Но если мы рассмотрим то, как она начала реализовываться, то уже сразу проскальзывают недочеты. Во-первых, грандиозное открытие обходится стране в 223 миллиона тенге. Есть ли какая-то реальная польза от таких затрат для тех, на кого нацелено это мероприятие?
Во-вторых, государство не первый год пытается поддержать ученых финансированием. Все мы помним скандалы с распределением грантовых средств между учеными в прошлых годах. Нет уверенности, что с этого года все кардинально поменяется.
В-третьих, даже если государство построит жилье, насколько оно будет доступным для молодежи, ведь квартиры сдают и сейчас. Вопрос в том, что не все студенты могут себе позволить брать их в аренду.
Амина Жеменей
вице-куратор Global Shapers Almaty Hub
Деньги, потраченные на мероприятие, можно было потратить на улучшение институтов образования, подключить свет, газ и другие блага современного мира в отдаленных пунктах.
Второй момент, который смутил, от молодежи, в основном, говорили представители entertainment. Это никак не представляет наши с вами интересы и проблемы. Если действительно хотят, чтобы это инициатива принесла плоды, нужно создать фокус-группы из профессионалов различных сфер, провести исследования, выявить проблемы, прислушаться к действительно стоящим предложениям и действовать.
А поп-культура, шоу бизнес и киноиндустрия ― это уже последствия (в хорошем смысле) развитой страны. Напоследок, хороший продукт (в нашем случае Казахстан) не нуждается в маркетинге, поэтому лучше работать над качеством.
Альбина Бунеску
маркетолог, основатель Astana Marketing Club
Как маркетолог, могу прокомментировать идею создания министерства маркетинга. Я понимаю чувства и помыслы Расула, он наш коллега и хороший специалист, который устал от непонимания и вопросов «Что такое маркетинг? Как он работает? Зачем он нужен». И вот у него в руках шанс открыто и громко заявить о нас (маркетологах), которые многое готовы сделать, улучшить.
Но вы должны понимать, «Министерство Маркетинга» ― это лишь название для красного словца, чтобы более серьезно отнеслись и обратили внимание. Как он сказал в интервью, речь шла об общественном объединении, таком же, как Astana Marketing Club.
Чтобы не решили сверху, будет это действительно министерство на уровне государства или же очередной хайп, цели у Расула и у нас с вами одни ― развитие маркетинга в Казахстане. Поэтому я рада, что мы привлекли внимание к этой теме, надеюсь, за вниманием пойдут решения, шаги, действия, изменения.
Василина Атоянц
исполняющий обязанности гендиректора Молодежной информационной службы Казахстана
Само мероприятие и события после него показали, что ожидать от Года молодежи действительно полезных мероприятий и программ не стоит. К сожалению, плохое исполнение на местах, гонка за количественными показателями, разовые мероприятия могут даже самую замечательную идею превратить в простую формальность.
На открытие Года молодежи было выделено свыше 223 миллиона тенге. Но сколько более важных для молодежи инициатив мы могли бы воплотить за эти деньги? Например, примерно столько же стоит строительство двух стадионов в Алматы, ремонт школы в Уральске, обучение для 248 тысячи студентов в Казахском национальном университете имени аль-Фараби.
Год молодежи можно использовать с гораздо большей пользой и эффективностью. Если, конечно, чиновники перестанут подгонять под него очевидные задачи, которые должны выполнять сами. В это время они упускают из вида действительно важные вещи. Мероприятия и программы должны стать не набором лозунгов, а системой действий власти в интересах будущих поколений.
Талгат Калиев
основатель телеграм-канала Kaliyev channel и директор НИЦ «Молодежь»
Решение проблем молодых людей, как и любого человека, зависит от самих себя. Все озвученные инициативы лишь создают возможности для каждой социальной группы молодых людей. Рабочая молодежь получит возможность обзавестись жильем, студенты ― шансы получить надбавку к стипендии, безработные ― трудоустроиться, неквалифицированные ― обрести современную специальность. Но все эти возможности можно и упустить, если не участвовать в объявленных программах.
Средства на все озвученные инициативы будут выделены в достаточном объеме, но программы будут эффективны лишь при условии активного участия в них самой молодежи.
Нурман Акбота
маркетолог
Интересное предложение Расула Абдуллаева заставило вспомнить насущные проблемы: если говорить о государственных структурах, в частности природных заповедниках, культурных объектах, то там итак сидит талантливая и не менее амбициозная молодежь, жаждущая и желающая воплотить свои идеи, однако многие проекты зарубаются на уровне руководства, где сидят те же «татешки» и «агашки», которые даже сейчас не понимают необходимость перехода в социальные сети. В каждом министерстве перед запуском какого-либо проекта собирается команда, работающая над PR-ом и маркетингом не менее хороших специалистов, однако строго в определенных рамках, установленных опять-таки свыше, вплоть до указания «особенных» фраз.
Назревает вопрос: как же будет с этим бороться молодежь? Пойдут ли государственные мужи им на встречу?
Хотелось бы увидеть полную реализацию этого проекта, и, конечно же, не просто хайп, а как минимум экшн.
Обложка: hanzatkenes
Комментарии
Подписаться