С начала паводков в Казахстане эвакуировано около 80 тысяч человек. В шести регионах подтоплено 3 698 домов. На сотне участков дорог зафиксированы переливы. В девяти регионах объявлена чрезвычайная ситуация местного масштаба. Такое происходит не впервые. Ежегодно в Казахстане повторяются наводнения в одних и тех же регионах.

1 апреля глава государства Касым-Жомарт Токаев провел заседание по координации противопаводковых мероприятий, где заявил, что пик еще не пройден. Спустя пять дней, 6 апреля, президент сказал, что нынешние наводнения, возможно, самые крупные за последние 80 лет.

Мы собрали мнения экспертов: экологов, политологов и инженеров-гидротехников, чтобы понять, как Казахстан мог минимизировать последствия паводков.

Автор Султан Темирхан

 

Комплексный подход и превентивные меры

Лидер организационного комитета республиканской политической партии Yntymaq и инженер-гидротехник по образованию Мейрам Кажыкен в своем интервью для «КазТАГ» объясняет, что проблему с паводками следует решать системно. По его словам, правительство до сих пор реагирует только на то, что уже случается. Он считает, что государству следует создать специальную группу, которая займется прогнозированием стихийных бедствий. Они будут заранее предупреждать о наводнениях, а местные власти — проводить соответствующие подготовительные мероприятия.

Эксперт лишь отчасти согласен с тем, что причиной наводнений стала неготовность дамб и других технических сооружений. По его мнению, в случае с нынешними паводками правительство не учло цикличность климата, когда посредством расчетов ученые определяют маловодные и многоводные годы. Если бы эта работа была проделана, жителей аварийных населенных пунктов удалось бы эвакуировать заранее, говорит эксперт.

Инженер-гидротехник Аскар Абиров в своем интервью для Kursiv.Media объясняет, что причиной наводнений остается систематическая неготовность местных властей к паводкам, а также отсутствие четких инструкций для подготовки. По его словам, в Канаде и Северной Америке, где климат схож с казахстанским, такие планы давно разработаны. В нашем же случае отсутствуют требуемые исследования и аналитические данные.

Инженер-гидротехник Даулетьяр Баялимов в своем комментарии для Orda.kz объясняет, что МЧС РК вступают в дело только тогда, когда угроза катаклизма уже наступила. Эксперт считает, что минимизация вреда от паводков лежит на плечах Министерства водных ресурсов и ирригации Казахстана. В их задачи входит рациональное управление речными стоками и запасами в водохранилищах.

Баялимов подчеркивает, что ведомство должно регулярно проводить гидрологические расчеты для установки вероятного уровня воды в реках. Однако министерство не использует соответствующее современное оборудование.

Кандидат географических наук и эколог-эксперт Общественной палаты Парламента Казахстана Айжан Скакова в своем интервью для «Медиазоны Центральная Азия» говорит, что паводки — это комплексный вопрос, где значительную роль играют превентивные меры в виде готовности МЧС к своевременному реагированию на предупреждения метеослужб. По словам Скаковой, сейчас госорганы не обращаются к прогнозам синоптиков. Она подчеркивает, что результаты наблюдений не должны лежать в архивах Казгидромета. Их важно предоставлять профильным министерствам как минимум за три-четыре месяца до начала бедствий.

 

 

День сурка

Политолог Досым Сатпаев назвал паводки этого года в Казахстане «днем сурка». Он резюмирует, что причиной многих бед в Казахстане является неэффективная антикризисная работа госаппарата, что доказывает неготовность чиновников ни к одной из ЧС, включая паводки. Политолог также подчеркивает, что на проблемы в стране обращают внимание, только когда гибнут люди.

Политолог Шалкар Нурсеит пишет, что в Казахстане с наводнениями борются двумя способами. Первый — строительство дамб, второй — эвакуация жителей. А такие методы, как расширение каналов, качественное строительство водохранилищ, регулярная очистка и ремонт арыков, проведение исследований, запрет на заселение аварийных территорий, а также прогнозирование ЧС и предварительное предупреждение, остаются высказанными лишь на словах.

30 марта во время оперативного заседания президент Токаев сделал строгие выговоры ряду министерств и региональным акимам. Политолог Димаш Альжанов в своем Telegram-канале отреагировал на это следующим образом:

— Токаев раскритиковал акимов и правительство, прозевавших паводки, за безответственность и непрофессионализм. С этим никто не спорит, они такие. Однако акимы и правительство в нашей системе назначаются президентом и ему подотчетны. С одной стороны, кадры формируются из закрытого списка «своих» на основе лояльности и предсказуемости (зависимости), а с другой — все они действуют исходя из поручений президента. Получается, их безответственность и непрофессионализм — следствие прямого президентского назначения в рамках неэффективной системы государственного управления, — написал политолог.

Казахстанский политик Санжар Бокаев в своем Instagram-аккаунте поделился рекомендациями по борьбе с наводнениями. По его словам, если прогнозы показывают, что населенный пункт находится в зоне бедствий, то вокруг него требуется выкапывать дельту, а также подготовить водохранилище, где будет собираться вода. Он подчеркнул, что водохранилище должно находиться сбоку от населенного пункта, чтобы в случае прорыва вода утекала вниз мимо инфраструктуры.

Политик также предлагает перенести села подальше от аварийных зон.

— Нет необходимости восстанавливать их там же. Это не город, чтобы переносить со всеми коммуникациями. Что такое село? Это улицы и дома. Там нет центрального отопления, водоснабжения и канализации. Есть только столбы с электричеством. Поэтому можно села переносить, не стройте там же, — говорит Бокаев в видео.

Политик также делится международным опытом борьбы с паводками. По его словам, в том же США существуют инженерные войска, которые работают совместно с МЧС. Бокаев отметил, что в Казахстане имеются аналогичные подразделения, и предложил внедрить их в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

 

   

Обложка: Syed Qaarif Andrabi / Pexels