МнениеЮрист Ержан Есимханов — о влиянии мобилизации в России на Казахстан
О массовых выездах из России, рынке услуг и гостеприимстве Казахстана
Вчера Владимир Путин объявил о частичной мобилизации граждан РФ, после чего цены на авиабилеты из России в Казахстан резко подорожали, во многих российских городах начали проходить митинги против мобилизации, а в Google увеличились запросы «как уехать из России» и «как сломать руку».
В своем телеграм-канале юрист Ержан Есимханов поделился мнением, какие последствия несет решение президента РФ для Казахcтана.
Объявленная сегодня в России частичная мобилизация будет иметь для Казахстана прямые последствия. Число россиян в нашей стране существенно вырастет, потому что в самой России вряд ли найдется много желающих умирать на совершенно бессмысленной войне. И у этого процесса будет несколько особенностей, о которых надо сказать отдельно.
Первое. Сейчас из России поедут не те 300 000 резервистов, к которым мобилизация может применяться сейчас. Для этих людей, к сожалению, шансы выбраться из собственной страны стремятся к нулю. В России уже сформированы мобилизационные комитеты и разносят повестки, и это означает только одно – тех, кто сейчас подлежит мобилизации и постарается выбраться из страны, будут разворачивать прямо на границе.
Сейчас из России начнется массовый отъезд немного других людей. Во-первых, студентов, которые сейчас под мобилизацию не попадают – потому, что они объективно следующие на очереди. Во-вторых, семей тех парней, у которых через год-два призыв, то есть, будущих срочников.
Ту волну можно оценивать, как угодно, но у нее было одно важное последствие — она хорошо повлияла на рынок услуг в крупных городах. Все, кто хоть что-то продавал, сдавал или какие-то услуги оказывал, получили новых клиентов
Второе. Это будут совсем не те россияне, которые наполнили крупные города Казахстана весной. Тогда уезжала самая обеспеченная часть населения. Переезжал бизнес. Уезжали люди, способные оплачивать билеты, гостиницы и аренду, говорящие на разных языках, приспособленные к дистанционной работе.
Уезжали айтишники, предприниматели, креативный класс – люди, которые наиболее чувствительно относятся к любому закручиванию гаек в стране, и первыми на него реагируют. Ту волну можно оценивать, как угодно, но у нее было одно важное последствие — она хорошо повлияла на рынок услуг в крупных городах. Все, кто хоть что-то продавал, сдавал или какие-то услуги оказывал, получили новых клиентов.
Сейчас будет приток совсем других людей. Он пойдет не самолетами в крупные города, а через границу в северные регионы. И люди будут другие – не те, кто переезжает осознанно, а те, кто делает это от отчаяния. Многие из них не будут в состоянии уже в обозримом будущем оплачивать сильно выросшую аренду, и покупать не менее хорошо подорожавшие продукты питания. Как и любая незапланированная волна эмиграции, эта волна может повлечь за собой серьезные социальные проблемы.
Нужна единая согласованная политика, причем согласованная со всеми, от регистрирующих органов до банков
И поэтому у Казахстана для этой задачи должно быть какое-то внятное решение, согласованный подход. Что мы делаем в этой ситуации — принимаем всех желающих? Работаем по старым правилам, по которым в Казахстан можно попасть даже без паспорта и тридцать дней жить без регистрации, или что-то меняем? Если да, то нужна единая согласованная политика, причем согласованная со всеми, от регистрирующих органов до банков. Потому что сейчас это абсолютно типичная ситуация, когда граждане России ИИН получить могут, а счет в банке открыть нет. А если не принимаем, то по каким критериям?
У любого притока мигрантов есть одно безусловное последствие в любой стране мира — ксенофобия
И еще один важный момент. Все эти решения должны в понятной форме доноситься до казахстанцев. Потому что у любого притока мигрантов есть одно безусловное последствие в любой стране мира — ксенофобия. Она и в благополучной Германии может быть, и у нас, и где угодно. Ксенофобия — зло, и фундамент под будущими социальными потрясениями. Чтобы ее хоть как-то сократить, нужно внятно говорить с нашими людьми о политике нашего государства по отношению к приезжим. О том, что мы делаем, и почему.
И уж точно нельзя пускать эту проблему на самотек, как было сделано в марте-апреле. Потому что я готов сомневаться сейчас в чем угодно, кроме одного. Учитывая, как стремительно слетает с катушек российская власть, эта волна эмиграции — не последняя.
Обложка: Diego González / Unsplash
Комментарии
Подписаться