Арестованный журналист Данияр Адилбеков написал коллегам письмо из ИВС. В нем он говорит, что его задержали 27 марта по заявлению вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова, сообщает издание Press.kz. Известно, что задержанный работал в этой редакции внештатным журналистом.

«Призываю вас, независимые СМИ страны, провести журналистское расследование. У меня есть вопросы: была ли проверка в отношении Ерлана Аккенженова, чтобы утверждать, что это заведомо ложный донос? Я не писал на него заявление в правоохранительные органы, а лишь призывал компетентные органы, а это может быть Комитет по этике Министерства энергетики РК. Хоть как-то были проверены доводы? Ответ — нет. Я считаю, что меня судят за правду те, кто разворовывает страну и лоббирует интересы эксклюзивного покупателя казахстанской нефти Vittol», — написал Адилбеков.

Журналист сообщил, что ему вменяют статью 419 УК РК «Заведомо ложный донос». Делом занимается КНБ, а самого Адилбекова водворили в ИВС на два месяца.

«Многие из вас знают меня лично. Сегодня я решил обратиться к вам. Нет, я не прошу меня освободить. Я просто хочу, чтобы вы знали и мою правду. Меня арестовали по заявлению вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова», — добавил Адилбеков.

Причина ареста

Публикации, за которые задержали журналиста, были размещены в анонимном Telegram-канале «Дикая Орда». В них Адилбеков писал о новом руководстве аэропорта Алматы, о предполагаемых выплатах вознаграждения журналистам за публикации, порочащие честь и достоинство убитой Салтанат Нукеновой, а также о поставках нефтепродуктов, курируемых замминистра Аккенженовым.

Однако адвокат Адилбекова указывает, что в публикациях нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела по статье о «ложном доносе». Кроме того, журналисту не дают возможности выйти под залог или домашний арест.

Что еще известно

По заявлению основательницы Elmedia Гульжан Ергалиевой в столице завели уголовное дело в отношении руководителей анонимного Telegram-канала «Дикая Орда». В этом деле, по ее словам, тоже фигурирует имя Данияра Адилбекова.

«Адильбеков арестован на два месяца за ряд клеветнических публикаций, в том числе по моему заявлению. Свою вину относительно лжи обо мне, что я брала 10 + 5 миллионов тенге за свое интервью с адвокатами Бишимбаева, которое прошло на Elmedia 21 февраля 2024 года, Адильбеков признал в полном объеме. Причину объясняет тем, что он об этом слышал от третьих лиц, однако «не помнит» от кого конкретно. То есть Адильбеков раскрывать источник этой лжи не хочет. Мне лично очевидно, что заказчики далеко не простые сплетники, а очень даже знаковые люди. Скорее всего, Адильбеков согласен даже сесть по 274 статьи, части 3 (от трех до семи лет), чем раскрыть имена заказчиков. Можете себе представить, какого уровня эти люди, если их так боятся исполнители заказа. Однако следствие продолжает свою работу, в том числе и по другому заявлению на «Дикую орду» за подобную клевету. Возможно, что здесь единый заказчик», — сообщила Ергалиева.

Также, по словам Ергалиевой, в Алматы подняли вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении главного редактора Ratel Марата Асипова.

«Что касается буллинга и распространения ложной информации (и не только по интервью по делу Бишимбаева) Асиповым, то мое заявление принято полицией в производство. Материалы переданы на госэкспертизу. Все порочащие меня публикации и интервью Асипова на канале Commutator, где он как минимум трижды оскорбил и оклеветал меня, а также распространил ложь, которая сейчас раскрылась по «Делу Адильбекова», мной запротоколированы нотариально (всего 500 страниц, стоимостью 431 тысяча тенге). Это норма, требуемая в суде, чтобы зафиксировать подлинность источника. Далее ждем результаты экспертизы, на основании которой правоохранительный орган определит квалификацию преступлений Асипова против меня и Елмедиа», — написала Ергалиева.

Что сказали в МВД

О задержании и расследовании в отношении журналиста Данияра Адилбекова рассказал первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев, передает Bizmedia.kz.

«Адилбеков задержан, расследование в отношении него проводится. Связано это с тем, что в отношении него обратились несколько граждан нашей страны, которые посчитали, что в отношении них распространены недостоверные сведения. В одном случае речь шла об обвинении человека в совершении тяжкого коррупционного преступления», — отметил Кожаев.

Причиной переквалификации дела с клеветы на ложный донос стали результаты экспертиз, проведенных по публикациям Адилбекова.

«В результате получено заключение. Следствие приходит к выводу, что в данном случае гражданин распространил непроверенную и недостоверную информацию, тем самым причинив существенный вред правам и интересам граждан», — продолжил Кожаев.

По его словам, основанием для регистрации досудебного расследования является не только заявление, но и публикации в СМИ и иные сведения, которые стали известны органам уголовного преследования.

   

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

   

Обложка: Данияр Адилбеков / Facebook