За последние годы в Казахстане разрослась культура секонд-хендов. Магазины, продающие б/у одежду, стали хорошей альтернативой масс-маркету, а возможность недорого купить уникальные подержанные вещи все больше оттесняет нужду идти в торговые центры. В том же Алматы есть более ста секонд-хендов. Они стали частью культурного кода города наравне с горами, рынками, барами и кофейнями.

Но секонд-хенды и винтажные магазины полезны не только с точки зрения экономии и уникальности товара. Вторичное использование одежды благоприятно влияет на экологию, потому что массовое производство дешевых вещей тратит много воды и загрязняет атмосферу. На разложение одежды могут уйти десятилетия, при этом выделяются токсичные соединения — углекислый газ и микропластик. 

Мы поговорили со стилистом и основателем винтажного магазина ASMRM+ Никитой. Он рассказал о слишком авангардной для Казахстана одежде, культуре осознанного потребления, плюсах шопинга в секонд-хендах и важности вторичной носки вещей. Весь ассортимент можно посмотреть на странице ASMRM+ в instagram или в селективном магазине Grechka.

Автор Жангир Джангильдин

Фото Иван Ярмолович

 

Никита, владелец магазина и стилист

Отличие ASMRM+ от других винтажных магазинов

Концепция ASMRM+ построена на продаже вещей авангардной моды и держится, грубо говоря, на двух китах. Один из них — сатира, другой — провокация. Я долго анализировал рынок селективных секонд-хендов в Казахстане и за границей и заметил, что почти везде вещи слишком серые, спокойные и коммерциализированные. В индустрии проскальзывает очень мало креативных моментов. Мне хотелось подойти к этому более творчески, с большей свободой. 

Название нашего магазина созвучно с аббревиатурой ASMR — поеданием еды, которое записывается на камеру и микрофон. Я стараюсь искать новые пути в создании контента, потому что нет желания быть похожим на других в этой сфере. Также стараюсь снимать необычные reels.

В моем магазине есть бренды дизайнеров: Maison Margiela, John Galliano, Jean-Paul Gaultier, Rick Owens и Issey Miyake. Я понимаю, что это не сильно коммерческая задумка, что это путь, который нужно протаптывать самому, но так гораздо интереснее. Это дело для души.

 

 

О целевой аудитории магазина

Как стилист я могу анализировать внешность людей вокруг, и многие выглядят достаточно стандартно. Мне это не нравилось с самого детства. Мой магазин — это возможность дать людям уникальную одежду, которую за такие деньги они не найдут ни в Казахстане, ни в России, ни в Европе. Ее можно носить годами, и она будет только расти в цене. Это станет их второй кожей. 

Наша аудитория — это очень образованные в модной сфере люди. Они знают дизайнеров, которых покупают, и понимают, за что платят достаточно большую сумму в сравнении с другими селективными винтажками. Это такие же любители авангардной моды, как и я.

 

 

Культура секонд-хендов в Алматы и Казахстане

У нас это очень сильно развито. Этому способствуют как низкие зарплаты и недовольство качеством масс-маркета, так и тенденция на осознанное вторичное потребление вещей.

Есть сетевые секонды по типу «Мегахенда», где можно недорого закупиться. Также есть премиальные, как Asay Jurek, в котором ценовой диапазон выше обычных секондов. Также есть селективные магазины по типу моего, где одежда стоит по 300-400 долларов за единицу. Есть что-то посередине, как Dala Bala: там цены примерно как в масс-маркете, но при этом есть и дизайнерские вещи. В этой сфере есть четкое разделение, и я считаю, что это хорошо.

 

 

Стереотипы о вторичной носке вещей

Помимо того, что вторичное потребление одежды благоприятно сказывается на экологии и окружающей среде, это также возможность одеваться уникально за приемлемую цену. Конечно, это не одежда новых сезонов, но, тем не менее, она всегда будет в хорошем состоянии, если за ней ухаживать. 

Нужно объяснять людям, что нет ничего зазорного в том, чтобы носить одежду вторично. Но, к сожалению, есть люди, на которых это не работает. Например, моя мама не любит подержанную одежду, потому что думает, что на ней остается плохая энергетика других людей. И как бы я ей ни объяснял, что это глупо, она все равно стоит на своем. Но людям, открытым к новой информации, можно просто объяснять, что это клево, стильно и уникально. 

 

 

О внедрении культуры дизайнерской одежды в массы

Первый шаг — это информирование. Не каждый покупатель знает о дизайнерах, которых я продаю. Он не понимает, в чем их уникальность и почему они ценятся. В Европе и Японии это все давно поняли, но у нас культура селективных секонд-хендов только набирает обороты. Цель магазина на ближайшее время — дать людям возможность узнать о крутых дизайнерах.

Люди образовываются, и им нравится стильно одеваться. Если приложить усилия, то это произойдет быстрее, а если пустить процесс на самотек, то на это потребуется пару лет. Для нас это пока что новые имена. Наши люди еще не привыкли к Dior, а тут уже появились непонятные авангардные дизайнеры. Но это придет. Я в это верю и буду способствовать этому.