ГосутопияСюрреализация сознания
История о том, как государство хотело модернизировать сознание, но культивировало коррупцию и получило сюрреализм
В 2017 году вышла статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Действующий на тот момент президент решил поделиться своим видением того, как «нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей». Вскоре из этой статьи сделали госпрограмму «Рухани жаңғыру» («Духовная модернизация») и выделили на нее миллиарды из бюджета. В 2021 году, после ряда коррупционных скандалов и судов, «духовная модернизация» получила продолжение в виде нацпрограммы «Ұлттық рухани жаңғыру».
Специально для The Village Казахстан журналист Данияр Молдабеков погрузился в мир и историю «Рухани жаңғыру» — и вместо модернизации нашел сюрреализм.
Это первая часть расследования. Продолжение можно будет найти здесь же — мы обязательно сообщим о выходе второй части в наших социальных сетях: телеграме, инстаграме и фейсбуке.
Текст Данияр Молдабеков
Иллюстрации Айгерим Саттар
Часть 1
Прорваться в проектный офис «Рухани жаңғыру»
Отмененное интервью
Алматинский проектный офис «Рухани жаңғыру» («Духовная модернизация») находится в северной башне бизнес-центра Almaty Towers. Попасть туда без приглашения довольно сложно — сотрудникам здешних компаний выдают пластиковые ключи, без которых нельзя пройти через турникет и вызвать лифт. Если вам все же удастся раствориться среди синих воротничков и попасть на десятый этаж, где расположен проектный офис, то на ближайшей от лифта двери увидите табличку «Интерфакс». Уточнить, где сидят люди, призванные модернизировать сознание, можно у сотрудника информагентства. Он укажет на соседнюю дверь. На ней таблички нет.
Одно из направлений программы «модернизации сознания» граждан — открытость сознания. Посмотрим, как с этим в проектном офисе.
Статья Назарбаева как одно из самых дорогих произведений публицистики
Эпопея с модернизацией сознания началась в 2017 году, когда на сайте Акорды и государственных медиа опубликовали статью Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Действующий на тот момент президент «решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей».
Он отметил, что «на наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл» и что «занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно». В связи с этим, по мнению Назарбаева, «важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха».
В то же время опираться в модернизации следовало на историю и «национально-культурные корни» без которых «модернизация повиснет в воздухе».
«А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания», — писал экс-президент.
Он назвал шесть направлений модернизации сознания: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, открытость сознания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана.
И конкретные проекты: поэтапный переход казахского языка на латиницу, перевод ста лучших учебников мира по гуманитарным наукам на казахский язык, программу «Туған жер», направленную на развитие регионов, программы «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана», развитие конкурентоспособности современной культуры Казахстана и проект «Сто лиц Казахстана».
На основе этой статьи была разработана одноименная программа и на нее выделили 54 миллиарда тенге (чуть более 160 миллионов долларов) до 2022 года.
Первыми материальными свидетельствами реализации статьи Назарбаева — вероятно, одного из самых дорогостоящих произведений в жанре публицистики — стали проектные офисы, открытые в разных регионах страны, и разноцветный парящий орел, в один момент появившийся в госорганах и на улицах городов логотип программы.
У проектных офисов «Рухани жаңғыру» довольного много обязанностей. Основная их деятельность заключается в планировании, реализации, сопровождении, мониторинге и анализе реализации проектов, выработке рекомендаций, обеспечении информационного сопровождения, а также в разработке PR-стратегии в рамках программной статьи Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Проектные офисы «Рухани жаңғыру» играют важную роль в реализации программы, консолидируя «все государственные органы без исключения», о чем несколько лет назад говорил на тот момент министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
Меня встречает заместитель директора Проектного офиса «Рухани жаңғыру» Управления общественного развития акимата Алматы Венера Рахимова — добродушная на вид женщина в свитере. Она смотрит на мое редакционное задание, а потом на меня. Говорю, что моя цель — узнать, какие проекты национальной программы «Рухани жаңғыру» и ее продолжения «Ұлттық рухани жаңғыру» сейчас реализуют в крупнейшем городе страны. «Был бы рад, если вы поможете организовать интервью с людьми, которые работают над этим», — добавляю я, оглядывая полупустой офис с логотипом нацпроекта на стене — парящим над степями разноцветным орлом.
— Реализацией нацпроекта занимаются все государственные органы Алматы… Она с прошлого года реализуется. Только год прошел. Нацпроект будет реализован до 2025 года…. Откуда у вас такое задание? Потому что только год прошел, а там же стратегические показатели… — отвечает Рахимова.
— Год — это тоже срок.
— А почему именно в проектный офис вас направили? Кто направил, можно узнать?
— Я сам себя направил. Я ведь журналист.
— В смысле — сам себя? О национальном проекте вы откуда узнали?
— А это закрытая информация?
— Нет, нет, нет! Просто мне интересно.
— Я — журналист и пишу статью…
— Пять лет «Рухани жаңғыру» существовала. Вы писали материалы? Можете нам скинуть?
Я обещаю это сделать, и Рахимова соглашается организовать интервью с директором проектного офиса Гульнарой Коныровой.
Через час отправляю коллеге Рахимовой, руководителю информационно-аналитического отдела Жанне Усеновой, ссылку на свое расследование 2020 года — оно в том числе о неоправданно крупных тендерах в рамках программы «Рухани жаңғыру» во время пандемии. Вечером — подозревая, что статья вряд ли понравится чиновникам — уточняю насчет интервью: «Все ли в силе?» Мне отвечают: «Да, конечно».
На следующее утро — звонок из проектного офиса. Усенова сообщает: «Алло, Данияр! Обратитесь, пожалуйста, через Управление общественного развития. И после мы уже сможем дать вам информацию. Мы же как бы им подведомственны».
Мне дают номер Зарины Култасовой, руководителя отдела по связям со СМИ Управления общественного развития акимата Алматы. Скидываю ей на Whatsap редакционное задание и объясняю, в чем моя цель. В ответ — молчание. Утром следующего дня напоминаю о себе и получаю ответ: «Разрешение я не даю. Вам нужно будет обратиться к директору офиса, и если у нее получится — я за это не знаю, конечно — организовать ваше интервью».
Мое замечание по поводу того, что изначально я обратился именно в проектный офис, в Управлении общественного развития проигнорировали.
«Какое отношение имеет The Village Казахстан к этому тендеру и почему я должна отчитываться перед вами о проделанной работе?»
На следующий день, так как интервью сорвалось, я начал изучать деятельность проектного офиса «Рухани жаңғыру» в Алматы самостоятельно. Довольно скоро я наткнулся на материал под заголовком «Незабытые ценности: проекты „Ұлттық рухани жаңғыру“ приобщают жителей Алматы к знаниям по культуре и истории», который вышел в конце октября этого года на сайте «New Times». В статье от имени Управления общественного развития акимата говорится о «нужных для общества проектах», среди которых, например, некий «виртуальный Mediadrive» — структурированный каталог видео, аудио и других материалов, разработанных и реализованных со дня запуска программы «Рухани жаңғыру». Судя по описанию, этот каталог как ничто другое мог бы помочь изучить конкретные достижения нацпрограммы, на которую потратили миллиарды бюджетных средств. Кроме того, я тоже хотел бы приобщиться к «знаниям по культуре и истории».
Надеясь узнать о каталоге побольше, я начал гуглить, но не нашел ничего конкретного. А открыв сайт госзакупок, узнал, что на разработку виртуального Mediadrive’а проектный офис «Рухани жаңғыру» потратил 5,3 миллиона тенге. Поставщик услуги — компания Zerone Technology; учредители согласно базе данных Adata.kz, Жетес Албаев, Дамир Рашидинов и Сейтқазы Кадырқазыұлы.
В технической спецификации к договору говорится, что «целью Виртуального MediaDrive является создание базы данных „Рухани жаңғыру — Алматы“ в рамках реализации государственной программы „Цифровой Казахстан“» и что «в рамках реализации Мероприятия» необходимо обеспечить регистрацию домена для каталога.
«Виртуальный MediaDrive должен соответствовать достижению стратегических целей и задач государственной политики, определенных Программой „Рухани жаңғыру“, ежегодными Посланиями Президента Республики Казахстан и др. стратегическими документами», — также указано в техспецификации.
Изучая эту госзакупку, я наткнулся на не менее любопытный тендер проектного офиса — в августе прошлого года они заключили договор с ТОО Tenderwooman на производство видеороликов на сумму 21,5 миллиона тенге. В технической спецификации услугу описывают так (орфография и пунктуация сохранены): «Данные видеоролики охватят несколько тем, такие как межэтнические отношения, культура, образования, семейные ценности, любовь к родной земле, родной язык, спорт и прочее. Цели и задачи видеороликов популяризация межэтнических отношений, которые трудятся в разных сферах, истории успехов людей, популяризация здорового образа жизни, сохранения национальной идентичности, популяризация казахской культуры и языка, поддержания семейных ценностей и традиций».
Быстрый поиск в гугле этих проектов не дал результатов. Это довольно странно: оба связаны с видеопродукцией, а один из них, виртуальный Mediadrive, согласно техспецификации, поставщик обязался обеспечить доменом. То есть поиск видео должен быть максимально простым.
Учредитель ТОО Tenderwooman, бывший редактор телеканала КТК Сабина Емельбаева ответила на журналистский запрос с просьбой поделиться результатами своих трудов, за которые ее компания получила 21,5 миллиона от государства, уже через 15 минут после того, как он был ей отправлен. Она прислала аудиосообщение: «Какое отношение имеет The Village Kazakhstan к этому тендеру и почему я должна отчитываться перед вами о проделанной работе? Мы тендер выиграли, исполнили все свои обязательства, закрыли его. Вы кто вообще?!»
Я написал Жанне Усеновой из алматинского проектного офиса «Рухани жаңғыру», попросив ее выслать ссылки на видеокаталог Mediadrive и видеоролики, которые должна была произвести компания Tenderwooman, подчеркнув, что как минимум на виртуальный Mediadrive должна быть ссылка. 2 декабря в проектном офисе обещали: «Ожидайте, пожалуйста, я вам дам обратную связь».
5 декабря, так и не получив обратную связь, я написал Зарине Култасовой, ответственной за работу со СМИ чиновницей из Управления общественного развития города, чтобы попросить ссылку на Mediadrive у нее. Она дала мне номер директора проектного офиса Гульнар Коныровой. Вскоре Конырова мне написала и пригласила на интервью.
«Это тоже сознание, жаным!»
На следующий день, 6 декабря, меня встречают всем проектным офисом, как ревизора. Директор Гульнар Конырова начинает со своеобразного объяснения причины того, почему мне так долго не могли согласовать интервью, а также просит ничего не фотографировать без разрешения.
«Последнее время приходят всякие журналисты, лжежурналисты, их посылает Санжар Бокаев, все посылают. Всем что-то надо, какие-то жареные факты. Сейчас мир так устроен, многие зарабатывают на этом деньги… Но это их дело, у каждого человека свой путь, правильно?», — говорит мне Конырова, усаживаясь во главе овального стола в конференц-зале проектного офиса. Свои места за столом занимают и подчиненные Коныровой — две молодые девушки, чиновницы постарше и молодой человек по имени Ердаулет, устроившийся сюда через центр занятости населения. Уже знакомая мне Жанна Усенова сидит напротив экрана, на котором — презентация того самого каталога достижений «Рухани жаңғыру» Mediadrive.
Поругав «лжежурналистов», Конырова переходит к критике редакционного задания, выданного мне The Village Казахстан: «Надо адрес [указать], кому направляется. Дата не поставлена. Какое-то редакционное задание непонятное».
Затем подключается ее заместитель Рахимова: «У вас в проектный офис просто направление, а у нас во всем Казахстане есть проектные офисы. Именно какого города?»
Тут я не выдерживаю: «Программа „Рухани жаңғыру“ — про модернизацию сознания. То, что вы сейчас говорите, к делу никакого отношения не имеет. Редакционное задание — нормальное. Открытость сознания — одно из важных направлений вашей работы. Извините, но то, что вы сейчас делаете, очень слабо похоже на открытое сознание. Я пришел сюда получить ответы на конкретные вопросы. Давайте вы мне сейчас на них ответите?»
После нескольких минут препирательств, начинается презентация. В ходе ее мне показали каталог Mediadrivе, видеоролики на 20 миллионов тенге, созданные ТОО Tenderwooman, и несколько раз попытались (спойлер: на мой взгляд, неудачно) ответить на вопрос: как конкретно все это меняет сознание казахстанцев?
Гульнар Конырова (обращаясь к Усеновой). Жанна, я знаю, что вы болеете, но постарайтесь более активно, чтоб было громко и понятно!
Жанна Усенова, руководитель информационно-аналитического отдела. Это у нас виртуальный каталог Mediadrive. Здесь у нас собраны аудио, видео и другие архивные материалы со дня реализации программы «Рухани жаңғыру». Вот здесь у нас короткое описание самой программы и Mediadrive. Он работает на двух языках — государственном и русском. Структура сайта состоит из вкладки «Меню», потом идут три направления программы «Рухани жаңғыру» — развитие личности, развитие нации, развитие государства. Каждое из этих направлений состоит из 16 спецпроектов. Здесь у нас собрана информация по всем 16 спецпроектам и 6 принципам. Тут у нас полное описание спецпроекта «100 новых лиц Казахстана» по городу Алматы и все архивные материалы, которые касаются этого спецпроекта.
Асель Ерболат, руководитель отдела спецпроектов. В рамках города Казахстана их (новых лиц — Прим. ред) около сорока. Первый этап это 20 человек и 10 — следующие этапы. В этом блоке собраны видеоролики из регионов. Также в них — встречи, которые проводили победители, интервью, которые они давали в СМИ и прочие материалы такого рода. У нас три направления. Сами видите, что каждый материал имеет свою иконку. И если вы случайно другой материал откроете, там будет иконка, указывающая к какому спецпроекту относится материал, чтобы было удобно ориентироваться.
Жанна Усенова. Надо отметить, что самое большое количество материалов у нас приходится на третье направление — это спецпроект «Туған жер»…
Данияр Молдабеков. «Туған жер» — это программа развития любви к малой родине, то есть, по сути, местных сообществ и регионов. Какие из собранных в этом Mediadrive видеоматериалов способствуют развитию регионов, любви к малой родине? И как они этому способствуют?
Гульнар Конырова (подчиненным). Давайте, рассказывайте!
Асель Ерболат. Это мероприятия с участием местного населения же… Тут патриотические мероприятия, встречи студентов, молодежи, проводятся акции…
Гульнар Конырова. Подключайтесь теперь вы тоже, молодежь! Давайте рассказывайте, чего вы сидите! Я готова одна рассказывать…
Данияр Молдабеков. Так вы и расскажите!
Гульнар Конырова. Нет, пусть рассказывает начальник отдела.
Данияр Молдабеков. Хорошо. Пусть, кто знает, тот и рассказывает. Так вот: как эти видеоматериалы способствуют развитию местного патриотизма и любви к малой родине? Я понял, что студенты собирались, грамоты вручали, а местный патриотизм от этого каким образом развился?
Ердаулет. Встречи с деятелями искусства, спорта… Тут же написано, что развитие патриотизма…
Асель Ерболат. В «Туған жер» входит поддержка меценатов. Пристройки к двум школам были отремонтированы в Бостандыкском районе. Ботсад тоже спонсорскими средствами отреставрировали. До этого парк культуры отремонтировали…
Гульнар Конырова. Со дня начала программы скажите, как спортивные объекты построили, школы, поликлиника, детское хирургическое отделение — все, что спонсорами строится. Детские спортивные площадки — все за счет спонсоров. Потом, Даке, помните фасады домов покрасили? И особенно, помните, когда улицу в Назарбаева переименовали, когда Байбек был акимом, фасады домов поменялись, стали красивыми! Все это спонсоры «Туған жер», айналайын.
Данияр Молдабеков. А как вы спонсоров привлекаете? Этим проектный офис занимается?
Гульнар Конырова. Аппараты акимов районов. И спонсоры сами изъявляют желание. Есть управление предпринимательства, строительства… Кто такие спонсоры? Это граждане города, которые достигли определенного успеха и у них возможность сделать что-то…
Данияр Молдабеков. Да, я понимаю, что такое меценатство. Но как проектный офис «Рухани жаңғыру» в перечисленных вами делах участвовал?
Несколько голосов сразу. Мы это мониторим!
Данияр Молдабеков. И собираете это все в Mediadrive, с которого мы начали, верно?
Хором. Да!
Данияр Молдабеков. Но я не смог его в открытых источниках найти. Для чего он нужен, если люди не могут ознакомиться с его содержанием?
Гульнар Конырова. Для нас самих это необходимо. А когда все разбросано… Вот вы к нам пришли, мы можем открыть и сказать про наши мероприятия. То есть мы собираем все в одну кучу и архивируем, жаным, архивируем, архивируем…
Данияр Молдабеков. По технической спецификации у каталога Mediadrive должен быть домен. Я его не нашел…
Гульнар Конырова. Есть, есть он!
Жанна Усенова. Я спросила у разработчиков. Сейчас домен и хостинг временно отключены. Оплата будет произведена на днях. Мне объяснили это так.
Гульнар Конырова. 48 тысяч мы должны. Мы же бюджетники. Мы им оплатим… Кстати, на свои мероприятия мне нужны журналисты толковые, которые будут красиво расписывать наши мероприятия. Хорошо, договорились?
Данияр Молдабеков. Я по-другому работаю…
Гульнар Конырова. Вы по заданию только, да?
Данияр Молдабеков. По своей инициативе.
Жанна Усенова. Далее по Mediadrive. Тут у нас блок статистики. Вот проект «100 новых учебников»…
Гульнар Конырова. Проект «100 новых учебников» завершен. Все переведены. Из них где-то 47-48 учебников перевели в Алматы.
Асель Ерболат. Дальше идет блок мультимедиа. Он разделен на фото и видеогалерею. Здесь у нас мероприятия, контактная информация…
Гульнар Конырова (вспомнив о неоплаченном домене). Бухгалтеру скажите от моего имени, чтобы поторопились оплатить! Не допускайте больше такого.
Жанна Усенова. Данный каталог наполняется ежедневно, работа продолжается по мере поступления информации. На сегодняшний день 2752 материала…
Данияр Молдабеков. В статье Назарбаева, с которой все это и началось, одна из основных мыслей такая: надо меняться, но при этом держась корней. Вот этот конкретный проект, виртуальный Mediadrive, каким образом способствует модернизации сознания? (Поворачиваюсь к Коныровой) Я бы именно от вас хотел услышать.
Гульнар Конырова. Модернизации сознания? Ну это же в любом случае… Это идеологический документ…
Данияр Молдабеков. Виртуальный Mediadrive — идеологический документ?!
Гульнар Конырова. Это каталог, который мы наполняем архивными материалами, разработанными и инициированными со дня выхода программы по городу Алматы… Мы совсем мелкие мероприятия туда не включали. Каждое мероприятие, которое мы проводим, оно каким-то образом все равно меняет сознание… В нашем городе особенный акцент делается на молодежи. Вы же знаете, что Алматы — город молодежи. В самом начале, когда Программа была принята, было 9 ВУЗов, а сейчас — 35. И с этими ВУЗами мы работаем. В этих университетах тоже есть ответственные лица, которые отвечают за программу «Рухани жаңғыру». У нас с ними есть контакт, связь, взаимодействие. Они разрабатывают на каждый год план работы по реализации программы «Рухани жаңғыру». Теперь эта программа имеет продолжение — «Ұлттық рухани жаңғыру», которая будет реализовываться до 2025 года. «Ұлттық рухани жаңғыру» состоит из трех направлений… Я считаю, что этот Mediadrive очень даже… По крайней мере, мы об этом заявили в акимате, в Астане и нам сказали: «О, молодцы, что создаете такое!» Потому что, конечно, материалы можно найти в интернете, а здесь в одно собрали. Я считаю, что очень правильно сделали. Надо все систематизировать, чтобы было легко ориентироваться.
Гульнар Конырова. В статье (Назарбаева — Прим. ред) написано, что Алматы — родина тюльпанов. Вы тоже в курсе, да, в теме? Город яблок… В Алматы шесть сакральных объектов. Шесть наших памятников вошли в республиканскую карту сакральных объектов…
Данияр Молдабеков. Скажите, пожалуйста, тот факт, что они вошли в «карту сакральных объектов» — как конкретно это меняет сознание казахстанцев? Есть ли какие-то индикаторы, благодаря которым это можно понять? Потому что успешность или неуспешность других госпрограмм или отдельных направлений той же «Рухани жаңғыру» понять можно: вот, например, отремонтировали школу и фасад — результат виден. (Обращаюсь к Коныровой) Скажите мне как глава алматинского, крупного офиса…
Гульнар Конырова. Почему крупные? Нет, мы не крупные!
Данияр Молдабеков. Хорошо. Ответьте: как названные вами проекты меняют сознание?
Гульнар Конырова. Мы на протяжении четырех лет работали на программу «Рухани жаңғыру». В текущем году мы начали работать уже на национальный проект «Ұлттық рухани жаңғыру», который был принят постановлением в 2021 году. И наш проектный офис делает что? Он все инициирует, собирает, мониторит все, что происходит в этом городе. Понимаете?
Данияр Молдабеков. И еще реализовывать должны.
Гульнар Конырова. И еще реализовываем те проекты, которые мы планируем. На следующий год, Данияр, мы тоже запланировали семь проектов. (Обращается к подчиненным) Расскажите про новый проект, который мы сейчас проводим. (И продолжает сама) Например, есть такой проект — «Великие имена великой степи». Надо его тоже реализовывать. «Великие имена великой степи» — это наше наследие. Чтобы старшее поколение не забывало, а молодежь чтобы знала. И сейчас мы готовим лонгрид к 125-летию великого нашего писателя Мухтара Ауэзова. Для чего это? Молодежь мы в любом случае вовлекаем, чтобы у них формировалось чувство патриотизма, привитие любви к чтению. Вернуться к чтению надо же! (Подчиненным) Расскажите!
Бакытгуль Касыметова. По популяризации творчества Ауэзова готовится мероприятие к его 125-летию. Потом… Что такое лонгрид? Лонгрид — это подача текста в интернете с помощью мультимедийных элементов. Если у нас книга 500-1000 страниц, можно включить какие-то видео, инфографику, таблицы, рисунки. Этот проект сейчас больше двух месяцев у нас идет, но уже за это время… Вы знаете, недавно мы в МУИТе проводили круглый стол и там дети к юбилею Ахмета Байтурсынова защищали презентации. И мне как бальзам на душу было то, что эти студенты использовали именно формат лонгрида! Какое-то самоудовлетворение ты получаешь… А потом я пришла, смотрю, а эти ребята еще в нашем большом проекте участвуют, городском! Да, это может капля в море, но все же…
Гульнар Конырова. Как вовлечь молодежь в чтение? Заодно они изучают наших классиков, это наше наследие. Но молодежь ведь совсем другая! И через мультемидийное… Через мультемидийные элементы плюс текст, прочитать это произведение, вытащить оттуда самое ключевое, написать эссе — мы вовлекаем студентов наших ВУЗов. В основном, в таких конкурсах участвуют студенты.
Данияр Молдабеков. Вы много говорите о молодежи, о вовлечении их в разные ваши проекты. Во время январских протестов на улицах было много молодежи. Что вы об этом скажете?
Бакытгуль Касыметова. Данияр, да. Я бы здесь хотела сказать…
Данияр Молдабеков. Очень много молодежи было…
Бакытгуль Касыметова. Очень много, да. Но мы мониторим…
Данияр Молдабеков (усмехаясь). Вы не подумайте, я не говорю, что это вы молодежь вывели.
Бакытгуль Касыметова. Я вот как раз хочу сказать, что влияние проектного офиса, Управления общественного развития — это и есть результат нашей работы…
Данияр Молдабеков. В смысле? Январские события — результат вашей работы?
Бактыгуль Касыметова. Я имею в виду, что ВУЗовских детей, студентов там почти не было. Когда мы разговаривали с администрацией ВУЗов, [нам говорили], что многие дети были в общежитиях. Ну, может кто-то ходил где-то это посмотреть. Среди ребят, которые занимались мародерством, наших ребят не было. Был случай — умер ребенок, когда вышел за хлебом… Я сама много лет работала в образовании, опыт есть в «Аманате», и мы тоже ставили вопрос: «А что делать с самозанятой молодежью, которая занята тяжелой работой?» Если взять Бостандыкский и Ауэзовский районы, то здесь работают ВУЗы, колледжи, школы. А районы, которые на окраине, где, например, всего один автомеханический колледж в Жетысуском районе… Или взять Алатауский район, где очень много молодых — вот где надо начинать менять сознание. Потому что там идет полностью деградация. Молодежь Жетысуского района в основном на барахолках работает — лишь бы что-то заработать.
Гульнар Конырова. Мне, кстати, нравится что новые акимы идут на окраины. И Токаев же сказал, что необходимо в Алматы осваивать окраины. Центральные районы — здесь очень хорошо идет работа. А окраинные районы — за них, конечно, душа болит.
Бакытгуль Касыметова. Вы говорили про Mediadrive. Там 16 спецпроектов и у каждого есть свои цели и задачи. И в первую очередь — менять сознание детей. Пусть это будет детсадовский ребенок, школьник, студент — каждый преподаватель может пользоваться этим каталогом. И нужный контент он всегда найдет. Это все доступно. И потом наши дети, они же в Инстаграме, в соцсетях. Посмотрев наши видеоролики про семью, что такое труд, наши мероприятия, где мы всегда знакомим с формулой успеха наших выдающихся личностей…
Гульнар Конырова. Мы провели проект «Формула успеха», начали с простых ребят — строители, врачи. В этом году мы запланировали все мероприятия в честь юбилея, пятилетия программы. Вся страна готовилась, не только мы. Мы написали письмо в вышестоящий орган, в Управление общественного развития, и решили провести «Формулу успеха». Мы в СМИ объявили конкурс: найти среди горожан эко и зоо активистов. Они прислали очень много видеороликов, сюжетов о своем соседе или друге, который бродячих собак или кошечек собирает, питомники открывает. Про неравнодушных алматинцев. Это тоже сознание, жаным!
Вскоре после того, как я покинул проектный офис, Жанна Усенова отправила мне ссылку на видеоролики, снятые ТОО Tenderwoman. Один из них посвящен семейным ценностям: мать и дочь моют посуду, а отец и сыновья играют в настольный футбол. Среди других — технически относительно неплохо снятые видео о степном фольклоре и музыке и о «генезисе тюркского мира». Первое из этих трех видео за 8 месяцев набрало 4 просмотра, второе 14, а третье — 9.
Часть 2
Сюрреализация сознания или «успехи» духовного обновления
Вездесущий и краденый (?) орёл
История задуманной Назарбаевым «духовной модернизации» общества довольно сюрреалистична. Впрочем, чрезмерно пространная и довольно абстрактная статья экс-президента вряд ли могла привести к другим результатам.
Сюрреализм начался сразу — уже на стадии презентации логотипа «Рухани жангыру», разноцветного парящего орла.
Он появился в 2017 году и со временем начал приземляться в самых разных, порой неожиданных местах. В Астане его замечали едва ли не всюду — перед Байтереком, на обшарпанных стенах жилых домов и на конкурсах красоты.
Естественно, скоро он добрался и до регионов. В сентябре 2017 года во всех областях страны прошел флешмоб — студенты станцевали и выстроились, изобразив парящего орла. Руководитель костанайского Молодежного ресурсного центра Айгуль Абдуллина заявила, что «молодежь Костаная хотела показать свою поддержку идеям программной статьи Главы государства Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
«Таким флешмобом мы консолидируем молодежь, прививаем чувство патриотизма. Одетые в футболки 5 разных цветов мы в ходе танца трансформируемся в логотип Рухани жангыру, а затем в слово Костанай», — говорила Абдуллина.
Несколько месяцев спустя, весной 2018-го, логотип «Рухани жангыру» вновь привлек к себе внимание. Пользователи соцсетей заметили, что символ нацпрограммы, мягко говоря, не оригинален. Один из них, Егор Кочетов, у себя в Facebook привел два логотипа, «Духовной модернизации» и французских авторских курсов и театральной компании Орел Патмоса, подписав пост: «Все это выглядит так, как будто во Франции в 2009 году придумали логотип, а через несколько лет под логотип придумали программу „Рухани жангыру“. Замешан ли в этом Аблязов, неизвестно».
Авторитетный казахстанский искусствовед Валерия Ибраева в комментарии Factcheck.kz назвала логотип «Рухани жангыру» откровенным плагиатом и подчеркнула, что таким образом общество не модернизируешь. «Если авторы казахстанского логотипа „Рухани жаңғыру“ уверены, что, чуть изменив положение крыльев и добавив голубенького цвету в логотип французского театрального проекта, модернизируют и одухотворят наше общество, то они глубоко ошибаются. Вышеперечисленные качества не возникают посредством наглого и откровенного плагиата», — говорила Ибраева.
Несмотря на скандал, на тот момент министр информации и коммуникаций Даурен Абаев заявил, что менять логотип не будут: «Честно говоря, я не понимаю того ажиотажа, который возник. Никакого запроса относительно обвинений в плагиате нам не поступало. Мы с вами должны понимать, что, наверное, все птицы похожи друг на друга, у них есть крылья, клюв. Вы должны понимать, что логотип „Рухани жанғыру“ — сразу это видно и понятно — взят из национального флага Республики Казахстан».
Прошло несколько лет. В апреле этого года разгневанные жители села Темир-мост пришли в акимат Актюбинской области, чтобы требовать у главы региона Ондасына Уразалина новую школу. Фундамент действующей заложили еще в 1938 году, и зимой во время занятий приходится топить печь.
«Наши дети не знают, что такое Дом культуры и спортзал. За столетие в селе, оказывается, строились только частные дома. В 2018 году в Темир-мосте провели газопровод. Это единственное новшество в нашем селе с прошлого века. Мы тоже граждане Казахстана. Пусть построят школу, это наше требование!» — говорил местный житель Еламан Капанов.
Несмотря на ветхое состояние школы, над кабинетом директора висел разноцветный орел. В позолоченной рамке.
Логотип с орлом на лацкане пиджака носил бывший министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы — эксцентричный государственный деятель и модник, однажды назвавший свой стиль «де Голль». «Этот знак (логотип „Рухани жангыру“ — Прим. ред) я ношу с удовольствием, с гордостью. Очень красивый, очень эстетичный. Мне кажется, здесь нам особо стесняться нечего. Эмблема передает дух, стремление вперед. Как вы сами видели, в изображениях нет стопроцентного совпадения. Я посмотрел. Да, там есть схожесть в полете птицы, но цвета другие. Здесь делать какую-то трагедию или обвинять кого-то в преднамеренном плагиате было бы неверно», — говорил Мухамедиулы в 2018 году.
Несколько месяцев назад его арестовали по подозрению в краже 146 млн тенге, выделенных на проект «Духовной модернизации».
Шествие Арыстанбека Мухамедиулы и Золотого человека по музеям мира
Посмертная судьба бывает разной: от кого-то не остается ничего, даже костей, а кто-то становится музейным экспонатом и средством для личного обогащения. Именно это, судя по обвинениям в адрес Мухамедиулы, произошло с сакским аристократом, чьи останки в золотых доспехах археологи обнаружили в 1969 году во время раскопок в Иссыкском кургане.
Золотой человек воспринимается как символ Казахстана, и в 2018 году чиновники решили использовать его в рамках программы «Рухани жангыру», начав проект «Шествие золотого человека по музеям мира». Цель благородная — познакомить иностранцев с историей и культурой Казахстана.
«Казахстан интересует мировое сообщество своей кочевой цивилизацией и историей. В настоящее время в стране проводится большая работа в сфере культуры и искусства в рамках программ Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева „Рухани жаңғыру“, „Семь граней Великой степи“. Один из них — международный проект „Шествие Золотого Человека по музеям мира“. В рамках этого проекта, реализуемого Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Золотой человек, ставший символом независимости Казахстана, был представлен на выставках около двадцати стран Европы, Азии и других стран. Целью сегодняшней выставки, проводимой в городе Анкара, Турецкой Республики, является ознакомление с историческим культурным наследием Казахстана, которая сложилась на территории Великой степи Евразии от эпохи раннего железного века до современности», — говорил на открытии выставки в Турции в сентябре 2019 года Арыстанбек Мухамедиулы, на тот момент возглавлявший Национальный музей Казахстана.
В том же году в столице состоялась пресс-конференция с участием музейных деятелей из Северной Македонии, Узбекистана, Татарстана, Греции, Турции и Малайзии и, по их словам, выставки прошли довольно успешно.
«Подобные выставочные проекты всегда вызывают огромный интерес не только у представителей научной и творческой интеллигенции, но и у других категорий посетителей музея, особенно у деятелей искусства. Жители и гости г. Ташкент с большим интересом восприняли выставку. Свыше 10 тыс. человек посетили выставку в Государственном музее искусств Узбекистана», — говорила директор государственного музея искусств Узбекистана Васила Файзиева.
Ее коллега из Малайзии Фаризавати бинти Сабри заявила, что в Куала-Лумпуре посмотреть на Золотого человека пришли в общей сложности 21,1 человек.
«По общему мнению всех представителей зарубежных музеев, предоставивших свои площадки для выставки „Великая Степь: история культура“, подобные выставки способствуют не только духовному взаимообогащению и познанию истории и культуры казахского народа, но и способствуют развитию сотрудничества между нашими странами, установлению культурных связей и обмену опытом. Об этом свидетельствуют слова Низамиева И.И. о том, что в 2020 году их музей планирует провести выставку коллекций исламской культуры и произведений мусульманского искусства в Национальном музее Республики Казахстан», — сообщал Нацмузей.
За первые три года реализации проекта Золотого человека показали в 12 странах.
А в мае 2022-го Антикоррупционная служба опубликовала пресс-релиз: «Антикоррупционной службой по городу Нур-Султан проводится досудебное расследование в отношении должностных лиц Национального музея Республики Казахстан и других лиц по признакам хищения бюджетных средств в сумме 146 миллионов тенге в рамках договора о государственных закупках по проведению международной выставки „Шествие Золотого человека по музеям мира“.
Одним из подозреваемых стал директор Нацмузея. Заявление на Мухамедиулы написал известный актер театра и кино Тунгышбай Жаманкулов. В комментарии Nege Media он заявил, что некие люди, которых экс-министр культуры и директор Нацмузея «предал», предоставили ему документы, доказывающие вину Мухамедиулы. «Есть конкретные доказательства. Эти документы у меня, я собрал их и написал заявление. < … > Однако сами они открыто говорить боятся», — сказал Тунгышбай, заметив также, что раньше Мухамедиулы «находился под особой защитой людей сверху и был неприкасаем».
16 мая этого года СМИ сообщили, что Мухамедиулы вскрыл себе вены, но вскоре его пресс-секретарь опроверг эту информацию, а сам бывший глава Нацмузея обратился к президенту Токаеву: «В какой бы сфере я ни работал, хочу сказать, что в первую очередь работаю на благо нации. Я безжалостно препятствовал тем, кто нападал на государственный бюджет. Конечно, кому могут понравиться такие мои действия? Некоторые люди до сих пор расставляют ловушки в моей жизни».
Фокус-покус
Весной 2018-го, за год до переименования столицы и «ухода» Назарбаева из власти, Нацмузей в рамках «Рухани жангыру» запустил проект Focus Kazakhstan — серию выставок современных художников страны. Они прошли в Лондоне, Берлине, Джерси-сити и Сувоне. Там показали около 400 работ 94 художников. Результат — испорченные и утерянные произведения искусства, долги и суды.
В 2019 году Informburo сообщило, что казахстанская арт-группа «Кызыл трактор» почти год не может вернуть свои работы из-за долгов подрядчика Нацмузея, компании BBK Pro, перед логистической фирмой «ASA Садыков А.А». В итоге Нацмузей и субподрядчик подали на BBK Pro в суд и выиграли его. Художники из «Кызыл трактора» в суд не подавали, так как не заключили с BBK Pro контракт.
«Я обычно не верю государству, правительству, чиновникам. Но впервые власти решились помочь нам — и вот, их помощь боком нам вышла. Кто теперь нам вернёт наши картины», — говорил участник арт-проекта «Кызыл трактор» Арыстанбек Шалбаев.
Долгое время, как писал интернет-журнал «Власть», директором BBK Pro представлялся Арман Турсункулов, однако в комментарии «Власти» он заявил, что BBK Pro наняла его ТОО «Adiant Media» для «договорных отношений» с арт-кураторами и подрядчиками.
Скандальная история, связанная, казалось бы, с очень важным для государства проектом «Рухани жангыру», не привела к разрыву сотрудничества между госорганами и компанией.
В конце прошлого года Алматы к празднику украшала компания Clover Media Group, и результат их трудов вызвал критику в соцсетях — многие алматинцы сочли, что город к Новому году оформили плохо. Clover Media Group получила за это 220 млн тенге (почти полмиллиона долларов по тогдашнему курсу).
По данным сайта госзакупок, адрес ТОО Clover Media совпадает с адресом ТОО Adiant Media, руководителем которого является Турсункулов Арман Бакытович. Мобильный номер телефона, указанный на сайте Statsnet как номер Ерменбаевой Асии Ебеевной (руководитель компании), совпадает с мобильным номером, указанным на сайте госзакупок. Только там это номер не Ерменбаевой, а Adiant Media. Еще один номер тоже совпадает: на госзакупках это контакт как Clover Media, так и Adiant Media.
В конце прошлого года The Village Казахстан написал на имя Турсункулова запрос, но ответа так и не было. Впрочем, в марте 2022-го — спустя несколько месяцев после журналистского запроса — менеджер Clover Media Group Олжас Нурланов признал, что эта компания — часть холдинга Adiant Media Турсункулова, ранее засветившегося в скандале с проектом «Рухани жангыру» Focus Kazakhstan.
Это еще не конец
Если вы уже решили, что наше правительство намерено остановить все это, то вы ошибаетесь. Несмотря на то, что осенью из названия Казахстанского института общественного развития убрали слова «Рухани жангыру», эта программа получила продолжение — «Ұлттық рухани жаңғыру» (возможно, в верхах решили, что новое слово в названии увеличит шансы нацпрограммы на успех…)
«Проект масштабный и с глубоким смыслом. Это культурная реальность, история и корни нашего народа, сложившиеся на протяжении многих веков. Поэтому, особенно в условиях современной глобализации, важно сохранить ее, впитать в себя через поколения», — говорила осенью прошлого года Аида Балаева, на тот момент возглавлявшая министерство информации и общественного развития.
Основная цель, в общем, такая же, как у «Рухани жангыру» — «сохранение национального кода, возрождение культурной идентичности, пропаганда национальных ценностей и традиций, повышение культурного уровня и духа общества».
Аида Балаева, говоря об отличиях между «Рухани жангыру» и «Улттык рухани жангыру», заявила, что первое — это «тактический документ», а второе — «стратегический»: «Это стратегический документ, состоящий из конкретных задач с конкретными показателями. Мы знаем, как достичь этих показателей, посредством каких мероприятий. То есть весь перечень мы расписали. Мы знаем, какой мультипликативный эффект будет, каких результатов мы достигнем уже по итогам реализации этих проектов. Поэтому дорожная карта и проект национального проекта не дублируются, но взаимодополняют друг друга. Отличие заключается в этом»
Реализация программы началась в прошлом году, а закончить ее планируют в 2025. Среди прочего, ожидается, что к этой дате в стране снимут 40 анимационных фильмов, а доля казахстанского кино в кинопрокате составит не менее 25%.
На нацпроект «Улттык рухани жангыру» планируют потратить 19 млрд тенге.
И это при этом, что 73% опрошенных Казахстанским институтом общественного развития респондентов не интересуются мероприятиями проекта-предшественника — «Рухани жангыру».
Что до одной из ее главных целей («эволюционное, а не революционное развитие Казахстана»), то лучше всего результат иллюстрирует фото снесенного памятника Назарбаеву в Талдыкоргане.
«Госутопия» стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и была создана в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. The Village Казахстан несет ответственность за ее содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США, или Internews.
Комментарии
Подписаться