Tiny house movement — архитектурное и социальное явление, когда люди сознательно отказываются от жилья с большой площадью, предпочитая крошечные дома из простых материалов. Принципы такого строительства — дешевизна, экологичность, минимализм. Движение зародилось в США и постепенно стало находить последователей по всему миру.

Мы поговорили с Динарой Жашибековой — основательницей проекта первых tiny-домов в Казахстане — о том, где взять деньги, как строить полноценное жилье из морских контейнеров и правда ли, что люди в Алматы устали от понтов.

Фотографии

данияр ахметжанов

О первом провале

В 1997 году я уехала учиться в Англию, получила диплом по гостиничному и ресторанному менеджменту. В Алматы долгое время просто была мамой, работала в переводах, семейном ресторане, строительной компании и в архитектурной студии, которая занимается частной застройкой в городе.

В 2013 году я встретила знакомую из Москвы, она рассказала мне о концепте быстровозводимых домов. Их придумали в Канаде и доработали в России. Я сразу загорелась идеей, поехала в Москву и купила франшизу. Она обошлась в 45 тысяч долларов, меня тогда спонсировали родственники. С франшизой шли идея, кое-какие чертежи и оборудование. Экспертиза не входила, с нашими органами пришлось работать самостоятельно.

Я взялась за дело с горящими глазами. Открыла компанию Happy Home Construction, поставила небольшой завод, привезла итальянский пресс. С нанятой командой мы построили несколько домов: один неподалеку от Каскелена и пару в Наурызбайском районе. Эти жилища можно было поставить за три недели, стены делались на заводе по типу СИП-панелей (Structural insulated panel). Тогда у меня не было грамотного инженера-технолога, который бы мог объяснить, что мы допускаем ошибки в строительстве, никто не поддерживал, рынок я не знала. Неудивительно, что идея с треском провалилась.

Началась девальвация, проект пришлось свернуть — заказов не было. Я потеряла все: недвижимость пришлось заложить, машину продать. Построенные дома так и остались стоять, дохода они не приносят.


Тогда у меня не было грамотного инженера-технолога, который бы мог объяснить, что мы допускаем ошибки в строительстве, никто не поддерживал, рынок я не знала


После провала

Неудача дала мне понимание, что я могу, а чего еще не понимаю. Решила взять перерыв и уехала в Индию, просто сбежала от всей этой реальности, где нужно постоянно зарабатывать, бежать, достигать. Подумала: «Нахрена оно мне нужно?» В Индии я могла жить на 500 баксов, просто сдавая жилье. Последние несколько лет стала уезжать туда раз в два-три месяца, просто чтобы продышаться.

В Алматы, даже выезжая на аль-Фараби, чувствую, как адреналин начинает стучать по венам. Многие факторы вызывают у меня беспокойство, а в таком состоянии не могу принимать решения. В Индии же начала разговаривать с простыми людьми, узнавать, чем они живут. Там задавалась вопросами: зачем я родилась, в чем смысл всего этого. После общения поняла, что у меня есть свои способы дарения любви. Лучше всего это получается, когда создаю что-то уютное.

Вспомнила, что когда мы с родными построили свой дом в 2002 году, гости приходили и говорили: «Динара, это охеренно». Не понимала, что такого я сделала, просто это было мое жилье, строила его с любовью. До сих пор близкие люди обожают туда приезжать. В этом доме случилось очень много счастливых историй: здесь признаются в чувствах, штабелями беременеют, делают предложения любимым.


В этом доме случилось очень много счастливых историй: здесь признаются в чувствах, штабелями беременеют, делают предложения любимым


Возведение жилища, простая заливка фундамента приносят мне удовольствие. Уже в Индии я начала увлекаться эко-направлением в строительстве, в котором все делается просто, стильно и с любовью. Я разговаривала с жильцами таких домов, чаще всего ими оказывались работники крупных компаний, которые устали от больших домов, шума и роскоши. Вдохновившись такими знакомствами, я стала все чаще селиться в маленьких уютных горных гостиницах. Там обычно не более пяти-шести комнат, но атмосфера уникальная.

После продолжительного отъезда, уже в Алматы познакомилась с украинскими ребятами из проектной студии, которая работает на четыре страны. Они позвали меня менеджером по Казахстану. Так я снова оказалась в строительной сфере.

За время работы в компании стала замечать, что люди уже не хотят огромные дома в 500-600 квадратов. За прошлый год у нас не было ни одного клиента, который бы заказал жилище больше 200 квадратов.

Об идее tiny-house

Познакомилась с форматом tiny-house, когда еще работала над быстровозводимыми домами. Это целое движение из Америки, комьюнити, участники которого сами строят себе дома. В наше время накопить квартиру или строительство большого дома очень сложно. А жилье на земле хочется многим. Я уже больше двадцати лет живу в частном доме и уверена, что не захочу вернуться в квартиру. Для меня важно утром встать и пойти по траве босиком.

Вообще, история с идеей iHouse почти мистическая. Года четыре назад приснился сон, где незнакомый голос сказал мне нарисовать дом «семь на девять». Я проснулась и сразу же набросала чертеж, с этим мне уже позже помог наш главный инженер. Полноценный проект заказала у коллег, пока работали с ними — поняла, что создавать дизайн компактного дома намного сложнее, чем обычных. Пока думали над проектом, нашелся клиент, который хотел дачный домик именно в 63 квадрата.


Года четыре назад приснился сон, где незнакомый голос сказал мне нарисовать дом «семь на девять»


Параллельно я рассказала о своей идее компактных домов отцу. Объяснила, что в стране сейчас такая ситуация, когда не каждый может себе позволить дорогое жилье. Предложила проинвестировать, он обещал подумать.

Этот разговор ни к чему бы ни привел, если бы папа не уехал в Грецию. Там он увидел на пляже небольшой домик, сфотографировал и скинул мне, а сам поехал знакомиться с хозяином. Им оказался местный бизнесмен, отец рассказал ему о моей идее. Грек настолько воодушевился, что даже приехал в Казахстан и поделился всеми деталями строительства. Для отца это стало показателем, он решил стать инвестором.

Об iHouse

Мы думали, что соберем дом за две недели, но это заняло девять месяцев. Начали в октябре, закончили в мае. На строительство ушло девять с половиной миллионов тенге. Шестьсот метров трубопровода, канализации и электрического кабеля подводили за отдельные деньги, точную сумму не назову.

Изначально хотели взять в аренду землю в Иле-Алатауском парке, в районе электростанции. Там есть тупик с водопадом, радоновые ванные. Но это расположение стало бы слишком труднодоступным, а вести электричество было дорого.

Земля, на которой удалось сделать первые постройки, принадлежит партнерам отца по бизнесу. Мне дали возможность поставить на ней демо-дома бесплатно. Да, они могут забрать недвижимость, но думаю, такого не случится. Эти дома были построены, чтобы показать покупателям и инвесторам, как можно недорого и компактно создать себе жилье. Сами домики находятся по в поселке Карагайлы, на улице Акбокен, ориентир — «Звездная поляна».


На строительство у нас ушло девять с половиной миллионов тенге


О строительстве

Когда закончили проект, начали думать, из чего можно все это построить. Каркасная тема была интересной, но решили попробовать что-то другое. Остановили выбор на морских контейнерах: на шоппинг поехали в контейнерный город. Я знала, что морские контейнеры используют в строительстве, потому что они — уже готовая конструкция, довольно крепкая для одноэтажной постройки.

Женя — главный инженер из компании, в которой я работаю — придумал, как можно усилить конструкцию через металлические подпорки. Привезли контейнеры с рынка, ставили друг на друга манипулятором. Позвали плотников и электриков, начали утеплять стены и пол пенополиуретаном. Стоял октябрь, оказалось, что с ППУ работают только при температуре выше +5 градусов по Цельсию. Все компании, которые могли помочь нам с утеплением, уже закрылись на зиму, поэтому мы утепляли все вручную.

Фундамента нет — дом на сваях, поставили все на трубы и залили бетоном. Сам пол — это часть контейнера, мы его почистили, обработали, утеплили, уложили фанеру. Некоторые знакомые считают, что из-за пространства между землей и домом будет холодно, и просвет нужно чем-то закрыть. Думаю, iHouse утеплен достаточно, да и аудитория у проекта понимающая — проблем быть не должно. В ноябре узнаем. Дождь для дома не проблема, мы покрасили его специальной прорезиненной краской.

Коммуникации закладывал проектировщик, но вели все наши рабочие: копали траншеи, проводили воду от колодца до домиков. Поставили электрическую подстанцию. Я тогда очень переживала, что ничего так и не запустится: город долго не давал нужное количество энергии. Но в конце концов мы все-таки получили разрешение на определенное число киловатт.

Во время стройки все замучились. Строителям было сложно: иногда в работе с ванной нужно было две пары рук, но люди просто не помещались. Рабочие даже смеялись, что дом с большей площадью из обычного кирпича они бы построили за три месяца. А здесь было много кропотливой работы с плинтусами и прочими мелочами.

Все материалы закупали в Казахстане. Березовую фанеру, например, я нашла случайно, она была далеко не первого сорта. Отфрезеровали ее на пять миллиметров вглубь, а потом заполнили серым герметиком. Получилось круто — своеобразное дизайнерское решение. Сухой лес закупали у знакомого поставщика, пятикамерный стеклопакет — у компании Рехау. Особое внимание уделяла нетоксичности материалов.

Закупом занималась сама, обожаю это дело. Все идеи для интерьера тоже подбирала самостоятельно. Я не следовала никакому стилю, просто хотела, чтобы все внутри дома резонировало с видом из окна. Делать, например, тяжелые деревянные панели в классическом стиле было бы неадекватно.


Я не следовала никакому стилю, просто хотела, чтобы все внутри дома резонировало с видом из окна


Терраса у нас с подсветкой, когда мы проводили везде LED, я предложила добавить света и здесь. В теплое время года здесь будет очень уютно — сделаем лежачие места, накидаем пуфов. Многие вещи привезла из дома. Много лет занималась валянием из войлока, поэтому в iHouse можно увидеть хендмейд-коврики. Старый фонарь во дворе взяла у родственников, стол и стулья на улице раньше были строительными козлами.

Из контейнеров строить, конечно, круто, но следующие дома решила делать из дерева. Рассчитаем все нагрузки, утеплим наполнителем — должно получиться неплохо.

Стоимость

Дом «Роза» сдается за 25 тысяч тенге за сутки, «Габриэль» — за 20. Площадь большого — 40 квадратных метров (5 метров занимает терраса), поменьше — 25 квадратных метров. Раньше я сдавала первый дом за 17 тысяч, но решила повысить до 25. Причины просты — расходы были слишком большими. Это и коммуналка, и разбитая посуда, и белье.

У предпринимателя должно быть внутреннее ощущение, когда пора повысить цены. Сейчас 25 тысяч, но я понимаю, что нужно ставить больше. Этот сезон подержим, а потом будем повышать. Проект уникальный, дороговизна может повысить его ценность в глазах людей. А то кто-то думает: «Круто, всего 25 тысяч, поехали!» И привозит с собой двадцать человек. Сейчас у меня строгий фейсконтроль на въезде — если три человека бронируют, то заехать могут тоже только трое. Гости могут побыть в доме, но должны уехать после полуночи. Будут скидки для тех, кто заедет на неделю, например. Тоже нужно просчитать.

Первый дом более популярный, думаю, потому что это полностью мое детище. Второй отдали подрядчику, там уже почти не участвовала. В нем получились совсем другие ощущения и атмосфера.

С 25 июля оба дома бронировали почти 55 раз. За месяц активной работы мы получили со сдачи домиков 650 тысяч тенге, если вычитывать расходы, то чистая прибыль — 500 тысяч тенге. Сейчас гости оплачивают аренду переводами на карту.

Я веду бухгалтерию сама, юридически все оформлено как ТОО, планирую вывести все в ИП. Совсем не ожидала такого отклика от гостей, поэтому нужно проконсультироваться с юристами и бухгалтерами, чтобы оформить все правильно. Инстаграм ведем вместе с подругой. Первые несколько недель я даже убиралась сама, но потом наняли женщину с фермы.

Сейчас я думаю, как можно увеличить продажи: аренда позволит отбить вложенные средства только через два-три года, а это мне не совсем подходит. Одна из идей — пакеты для именинников, я как раз начала их разрабатывать. Очень хочу делать здесь бохо-свадьбы: в простом стиле, без белых скатертей, с минимальным кейтерингом. Такая босоногая свадьба. Можно поставить деревянные лавки, найти холщовые скатерти, если нужно — алтарь. Планируем сами оказывать все эти услуги: кейтеринг, фотографа, музыку, свечи, атмосферу.

Об отдыхе в домиках

Приезжают в основном городские жители. Часто бронируют женщины, которые хотят удивить мужей или парни — девушек. Я постоянно встречаю здесь людей с завязанными глазами. Вокруг домов потрясающая атмосфера: из города все приезжают заторможенными, а наутро выходят с блаженными улыбками.

К нам можно привозить свои продукты и готовить, кухня полностью оборудована, также мы поставили мангал. Раньше я готовила сама, но ехать каждый день в девять утра, чтобы приготовить фермерский завтрак за 1 500 тенге, мне невыгодно. Поэтому просто закладываю продукты на эту сумму в холодильник.


Вокруг домов потрясающая атмосфера: из города все приезжают заторможенными, а наутро выходят с блаженными улыбками


Сейчас мы разрабатываем конный маршрут и экскурсию на БАО. В окрестностях есть грушевый сад: хочу поставить там шалаш, чтобы можно было приходить и пить чай. Бугельную дорожку к этой зиме поставить не успеваем, но к следующей уже нашли подрядчика.

Зимой хотим сделать буржуйку, чтобы у гостей был открытый огонь. Можно будет сидеть с пледом у камина, пить глинтвейн и наслаждаться видом — они здесь завораживающие.

О планах

С отцом у нас договоренность — пока мы не запустим уверенное производство таких домиков, деньги я возвращать не буду. Изначально планировалось строить сразу 6-10 домов. Но мы передумали, теперь будем строить одноэтажную гостиницу с необычным архитектурным стилем.


С отцом у нас договоренность — пока мы не запустим уверенное производство таких домиков, деньги я возвращать не буду


У меня есть еще 3-4 проекта из разряда tiny house, которые я хочу запустить. Например, антресольные дома с потолком в пять метров, внутри сделать витраж с одной стороны, а с другой — антресоли и второй этаж. Еще хочу запустить дома a-frame, у которых крыша в пол.

Следующая глобальная цель — создать комьюнити. Хочу построить деревню, где люди смогут строить такие дома. Планируется несколько категорий по уровню дохода: все-таки не все родились в успешных семьях. Каждый человек имеет право на крышу над головой, безопасное пространство и чистый воздух. Хочу, чтобы там все было в едином стиле — никаких заборов, уютно и просто. Можно организовать фермы, садики, общие зоны, йога-клубы, да много всего. Инвестирование надеюсь найти в Казахстане.

Выводы

Как предприниматель поняла — на все нужно время. Я страшная торопыга, мне нужно, чтобы любовь начиналась с первого взгляда, дети рождались быстрее, чем за девять месяцев, а дома строились мгновенно. Но теперь к каждому процессу стараюсь относиться осознанно.

Еще я увидела, что люди пресытились понтами, болтовней, гламурной жизнью. Они просто хотят встречать рассветы в тишине, наблюдать закаты с вином и чаем, быть наедине друг с другом.