КолонкиПраздник тишины: Айсана Ашим о 16 декабря
Независимость?
Всем привет! С вами Айсана Ашим, основатель и генеральный директор The Village Казахстан. Мне 27 лет, как ровесница независимости хочу написать небольшую колонку по этому поводу.
Моя мама участвовала в декабрьских событиях 1986 года. Тогда тысячи студентов вышли на улицы с требованием отменить решение о снятии с должности первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева и назначении Геннадия Колбина. Выступления не были националистическими — это был первый в СССР массовый митинг за конституционные права. Студентов били дубинками и саперными лопатами, поливали холодной водой из пожарных машин, вывозили за город и арестовывали. По оценкам комиссии телесные повреждения получили около 1700 человек Задержали около 8500 человек, 99 из них осудили к различным срокам лишения свободы. Так, Кайрата Рыскулбекова посадили на 20 лет.
32 года назад студенты — молодые и неопытные, у которых вся жизнь была впереди — бросили открытый вызов действующей власти, пытаясь побороть несправедливость.
Что же сегодня? Многие мои ровесники (и не только) не признают день Независимости как праздник. Для них это день тишины. Они все знают и молчат. Потому что страшно, потому что тщетно, потому что «моя хата с краю». Они помнят, что еще в университете в этот день им говорили, что лучше не выходить на улицы и вообще не высовываться лишний раз. Они видят сводки новостей и абсурдные решения казахстанских судов. Они уже не помнят первый вариант Конституции и не верят в нее. Они помнят Жанаозен и земельные митинги. Они ходят к врачам только по рекомендации близких — не дай бог попасть к незнакомцам. Они отдают детей в садики и школы также только по рекомендации. Они объезжают гаишников на дорогах со смесью страха и отвращения. Они радуются и усиленно лайкают посты в духе: «Казахстанец устроился в Google/Казахстанец открыл лекарство от рака» — потому что им так нужна надежда, какой бы беспочвенной и наивной она ни была. Они уже пережили не одну девальвацию. Они устали жаловаться на смог. Они плакали, когда средь бела дня зарезали олимпийского чемпиона — из-за его утраты и от собственного бессилия. Они стали аполитичными и равнодушными, их мечта — сколотить состояние и/или уехать за границу.
Есть независимость, но нет работающих институтов. В то время как за 27 лет некоторые наши соседи без гигантских залежей нефти, золота или руды уделали нас по многим пунктам: Грузии удалось провести кардинальную реформу полиции и развить туризм, Кыргызстану — занять 98 строчку в индексе свободы прессы (мы на 60 пунктов ниже, если что), Армении и Беларуси) — стать успешными в IT.
Конечно, нам есть чем гордиться и чему радоваться, но везде есть это «да, но». Да, мы построили столицу, но какой ценой? Да, у нас есть прекрасная программа «Болашак», но каков процент выпускников потом покидает Казахстан, не найдя работу по специальности? Да, у нас можно легко открыть бизнес, но так ли просто его потом удержать?
Как бы мы все ни пытались отгородиться и построить свой прекрасный уютный «независимый» мир с идеальной школой, больницей, процветающим бизнесом, это так не работает. Нет гарантии, что завтра вас не зарежут на улице; что сын чиновника не переедет вас по встречке; что вашего ребенка не изнасилуют; что вы не умрете на столе хирурга.
Я так сильно люблю свою страну. Люблю ее горы и степи, леса и озера. Люблю многонациональность и теплоту, традиции и культуру. Люблю «Жаралған намыстан» и «Алтын күн аспаны», Астану и Алматы. Люблю историю и архитектуру. Я даже люблю наших болтливых таксистов и сумасшедшие тои, даже самоуверенных парней и замороженных красавиц с накладными ресницами и милыми щечками, даже наш священный обряд поиска знакомых и стремление все решить фразой «қазақпыз ғой».
А еще люблю бывать за границей и рассказывать про Казахстан. Что это страна, откуда был совершен первый полет человека в космос; что в недрах нашей страны есть 99 из 105 элементов таблицы Менделеева; что это место, которое может вместить пять Франций; что у нас потрясающая природа, самая разнообразная. И когда какой-нибудь канадец или норвежец снисходительно спрашивает, мол, ты, наверное, хочешь переехать в наш развитый мир, ты отвечаешь: “Never”.
Моя мечта — всю жизнь проработать в медиа и всю жизнь прожить в Казахстане. Я верю, что однажды наступит тот день, когда все казахстанцы, включая чиновников, будут встречать этот день не со страхом, а с гордостью.
Праздновать нечего, друзья. Поэтому в эти дни мы не отдыхаем, а работаем и даже делали это вчера — запустили казахскую версию сайта (қош келдіңіз!) и публиковали подборки про все отечественное.
С этим днем, дорогие. Спасибо, что читаете. Вы — наша надежда и вера.
Подписывайтесь на наш Instagram
Комментарии
Подписаться