Гид The VillageГраффити и муралы Астаны: Кто и как их делает
Показываем примеры, говорим с авторами
Мурал это вид монументальной живописи, который сочетает в себе элементы традиционной фрески и современного стрит-арта. От других форм уличного искусства муралы отличаются масштабами, большими затратами материалов и сил художника.
Мы собрали муралы и граффити столицы, а также поговорили с художниками.
Асхат Ахмедьяров
О мурале
Два года назад я участвовал в конкурсе Astana Art Fest. В тот год конкурс был связан с городской средой. Жюри выбрали меня одним из финалистов и дали добро на исполнение работы при поддержке акимата. Заплатили небольшой гонорар, предоставили краски, технику, подъемник.
Муралы — это часть городской культуры. В Лондоне есть улица, полностью исписанная муралами, и это местная достопримечательность. Что касается вандализма, то не все могут быть художниками. Кто-то себя таковым считает, может исписать баллончиками пару улиц, и он счастлив. Бывает так, что человек таким образом хочет выразиться. Одними красивыми картинками город не делается.
Было интересно попробовать нарисовать мурал, потому что раньше я работал только с интерьером, средой внутри помещений. Городская среда стала чем-то новым. Здесь важно учитывать архитектуру — нельзя просто взять плоскость и налепить баннер, или расписать изображение. Мне интересно работать с оптическими иллюзиями, запутывать зрителя.
На создание мурала я потратил десять дней. Тяжесть работы перевесило любопытство. Хотелось бы и дальше экспериментировать. На конкурс я подавал четыре варианта эскизов. Один сразу исключили.
Я не знал заранее, на какой улице предстоит рисовать, поэтому в какой-то момент пришлось менять первоначальный эскиз. Выбрал точку посреди улицы с пешеходным переходом, островком и светофором, на котором останавливаются машины. Я учел точку обзора и перспективу, поэтому создается впечатление, что дерево растет внутри дома, окруженное стенами через этажи.
Человек вмешивается в природу, будто у него есть на это разрешение. Но что будет, если природа начнет вмешиваться в нашу среду? Что, если деревья начнут прорастать посреди города? Там, где они захотят.
О работе художника
Я начал рисовать с трех лет, в семь осознанно выбрал профессию художника. Поступил на худграф в пединститут, но чувствовал, что это не моя жизнь. Считаю, что художник должен быть безработным. У меня было советское мышление — казалось, надо куда-то устроиться на работу, содержать себя. Был страх, потому что никто ничего не обещал, а мои работы были далеки от коммерции. Во время пандемии стало еще сложнее, но настоящего художника высшие силы не оставят в беде.
Творческое мышление нужно коммерциализировать. Сейчас есть меценаты, покупатели, которые способствуют развитию коммерческого искусства, не только выставочного. В то же время есть принципы нравственности — ты не можешь свернуть туда, где платят больше, если изменяешь своим принципам. Немногие добиваются гармонии, сочетая монетизацию и творческую свободу. Молодым художникам я бы посоветовал не заниматься творчеством, если ты не готов посвятить этому всю жизнь.
Бывает такое, что я воплотил то, что хотел, а заказчик вносит правки и дополнения. Мы можем договориться о цене, материале, об организационных вопросах, но все, что внутри полотна, — мое. В таком случае я предлагаю заказчикам вернуть деньги и расторгнуть договор, ведь это свобода, над которой я работаю всю жизнь.
Об искусстве и власти
К сожалению, у нас в стране нет музея современного искусства, хотя они есть во всех цивилизованных странах. Музей нельзя назвать центром искусства, если там нет постоянного обновления. Власть коррумпирована, они не отдают себе отчет, что стране нужна культура, профессионалы. Необходимо показывать свое искусство на международных выставках, приглашать людей из-за границы, потому что кадров не хватает. Руководители министерства культуры ставят на высокие посты своих людей, непрофессионалов, тендеры выигрывают люди, далекие от искусства.
Протестное искусство — это нестандартное действие, которое вызывает общественный резонанс. В таких случаях художники берут не криками, а действиями, направленными в подсознание. Во власти сидят такие же люди как и мы, с таким же биологическим и психологическим устройством. Критика в нетрадиционной форме запускает процесс осмысления.
Творческая группа Air_g_art
О мурале
николай селютин: Идея эскиза для Urban Fest Astana принадлежала художнику Дмитрию Левочкину. У него приехать не получилось, но у нас были общие знакомые, которые предложили нам нарисовать его эскиз. Он посмотрел наши работы, оценил уровень и дал добро.
На работу над муралом ушло 50 часов, около недели. Сначала мы выставили проектор, отсветили объемный фон, а потом отмечали отдельно коня. По разметки нанесли полосатый фон, отдельно коня силуэтными линиями. В конце прорисовывали каждую деталь. Дмитрию Левочкину, автору эскиза, очень понравилась наша реализация, он был доволен.
О карьере художников
Это был наш первый мурал, но в команде мы работаем уже давно. Я начал заниматься этим в школе, постоянно рисовал на уроках. Раньше расписывали дома по ночам, было страшно, бегали от полиции — это был адреналин. Потом начал профессионально расписывать стены, появились заказы — расписать гараж, кафе. Затем поступил учиться на дизайнера. При работе над одним из заказов позвал Айдара на помощь — там нужно было нарисовать портреты, а это его специализация.
Айдар МУНАЙТБАСОВ : Мы оба из Караганды. Я тоже учился в колледже и университете по художественной специальности.
николай селютин: В Астане я уже третий год, не бедствуем, помогает, что семья поддерживает. Художником можно жить и работать, устроиться преподавателем. Но чтобы рисовать и жить в удобстве, должно быть много заказов. Если тебе платят деньги и хотят видеть определенную картинку, хоть убей, но сделать надо именно так, как надо заказчику.
Айдар мунайтбасов : Если он у тебя купил уже готовую картину, он ничего не может сказать. С этим можно бороться, но только если ты делаешь свой эскиз, подписываешь договор, ведь если заказчик захочет отказаться, то ты можешь показать ему договор. Если клиент поставил подпись, а потом по ходу хочешь поменять что-то, тогда уже надо доплатить.
николай селютин: На картинах можно зарабатывать, но подача должна быть необычной, выделяющейся. Сейчас популярность набирают росписи в барах, ресторанах, везде хотят создать уют или что-то необычное.
Айдар МУНАЙТБАСОВ : Нам в основном поступают коммерческие заказы. Например, компании заказывают роспись своего офиса.
николай селютин: Если художник любит и делает свое дело, он может в любой сфере заработать денег. Некоторые картины размером 50 на 50 продаются за миллионы, потому что в них есть что-то необычное. Можно быть художником и добиться успеха, если любишь свое дело и отдаешься ему. Везде есть перспективы, просто нужно отдаваться тому, что делаешь. Когда-то у меня не получалось, не было денег, а тут вот позвонили, попросили нарисовать мурал, что было моей небольшой мечтой.
Начинающим художникам следует собирать портфолио, искать художников в инстаграме, на Olx, собирать контакты, может, кто-то ищет себе помощников, и учиться у тех, кто уже чего-то добился.
Первые муралы появились у нас в 2005 году, тогда это были по сути просто граффити. В Алматы город хорошо развивают, там есть связь художников с акиматом, спасибо им за это. Рынок растет, молодых талантливых ребят становится больше, как и потребителей, арт-пространств, мероприятий. Самое важное — делать интересные эскизы, обычные картинки из интернета уже никто не хочет. Сейчас мы уже создаем команду, нас четверо человек, но не со всеми художниками легко контактировать. У кого-то не хватает времени, другим не нравятся методы и подходы к работе. Бывали случаи, когда приходили рисовать, но могли не работать целый день, так как нет вдохновения. Сейчас для нас это уже работа: приходим, рисуем, даже если нет настроения.
Комментарии
Подписаться