История Казахстана наполнена множеством страшных событий: оккупация, голод, войны, репрессии. Однако неверно полагать, что это осталось в истории. На самом деле травмы, которые пережили наши предки, могут оказывать серьезное влияние как на повседневную жизнь отдельных людей, так и на будущее целого государства. 

«История моих предков — моя история» — принцип, которого придерживается проект Terek Story, созданный исследовательницей и историком Гульназ Туленовой. Цель проекта — собрать библиотеку из историй простых казахстанцев о своей семье. 

В сентябре Туленова выступила на восьмой конференции TEDxAstana. Основным феноменом для исследования на мероприятии была выбрана уязвимость — организаторы отмечали, что последние пять лет вскрывали их одну за другой: в каждом из нас, в стране и мире. Гульназ посвятила свое выступление понятию «трансгенерационная травма».

Мы поговорили с Гульназ Туленовой о семейной истории, ее влиянии на повседневную жизнь людей и будущем проекта Terek Story.

Мнение героини может не совпадать с мнением редакции. 

Текст Таисия Королева

 

 

Гульназ Туленова, 

создательница проекта Terek Story 

Как история семьи влияет на личность каждого человека

Знание своей семейной истории помогает каждому человеку лучше понять свою идентичность. Как показывает практика, в определенный момент жизни люди начинают задавать себе вопросы: кто я, откуда мои корни, какое влияние прошлое моих предков оказало на меня? Эти вопросы особенно актуальны для молодых людей, которые ищут себя. 

История семьи — это мощный инструмент для понимания самого себя. Через рассказы о предках мы видим не только то, какие события происходили в их жизни, но и как они преодолевали трудности, какие ценности и убеждения они передали своим потомкам. Это также помогает осознать свои связи с прошлым и ощутить себя частью чего-то большего.

История семьи влияет на личность через множество факторов, в том числе через наследственные связи, то есть генетику и воспитание. Мы рождаемся с генетически предопределенными нейронными цепями, которые могут включать эмоциональные и поведенческие шаблоны, переданные нашими предками. Это связано с концепцией «трансгенерационной травмы» — процессом, при котором травматический опыт передается от одного поколения к другому. Например, если ваши предки пережили войну, репрессии или голод, эти события могли изменить их восприятие мира и поведение. Эти изменения закрепляются на уровне нейронных цепей и могут передаваться детям и внукам, иногда проявляясь в виде страхов, тревожности или даже физических состояний.

Исследования, например, нейробиолога Рейчел Йехуда, показали, что потомки жертв Холокоста имеют более высокую склонность к стрессу на генетическом уровне. Аналогично у многих казахских семей травмы от пережитых войн, голода и репрессий передались через поколения. Эти невидимые «раны» могут влиять на то, как человек воспринимает себя и мир, и важно понимать их, чтобы осознанно преодолевать.

 

 

Осознание истории государства влияет на его будущее 

История Казахстана включает множество трагичных событий -— от Ашаршылықа до репрессий и Второй мировой войны. Эти события оставили глубокий след в коллективной памяти нашего народа, и их последствия ощущаются до сих пор. Важно не замалчивать такие события, а открыто обсуждать их. Как я уже говорила, травмы не исчезают сами по себе, они передаются через поколения, влияя на наше поведение и восприятие.

Переосмысление истории помогает осознать ее влияние на нас сегодня и избежать повторения тех же ошибок в будущем. Это необходимо для национального исцеления и духовного роста. Исторические травмы, если их не признать и не проработать, могут консервироваться внутри общества, проявляясь через агрессию, страхи или чувство беспомощности. Важно дать людям возможность говорить о своем прошлом, чтобы начать процесс исцеления.

 

 

Как возник Terek Story 

Когда мы создавали проект Terek Story, у истоков стояло несколько человек, и у каждого из нас была своя история. С моей стороны проект родился из глубокого интереса к истории и понимания того, что она гораздо глубже, чем просто даты и события. С детства у меня было много вопросов о происхождении и идентичности. Например, насколько мы действительно знаем, что являемся потомками того или иного рода? Позже я поняла, что это —  социальные конструкции, которые играют важную роль в нашем восприятии себя.

В университете я изучала историю и международные отношения, но меня всегда интересовало не только «когда» что-то произошло, но и «почему». Какие глубокие процессы лежат в основе событий. История — это не просто прошлое, это личный опыт, история твоей семьи. Поэтому и возникла идея проекта, чтобы дать людям возможность исследовать свои корни и лучше понять, как их семья вписана в общую историю Казахстана.

Кроме того, во время учебы в магистратуре, где я изучала вопросы стигмы в сфере общественного здравоохранения и то, как она передается и распространяется в обществе, я приобрела понимание того, как исторические травмы могут передаваться через поколения. Это знание сыграло важную роль в том, как мы исследуем эту тему в рамках нашего проекта.

 

 

«Женщины часто являются хранительницами семейных воспоминаний»

Мы открыты для всех, кто готов поделиться своей историей, вне зависимости от этнического или гендерного происхождения. Один из важных аспектов нашего проекта — это инклюзивность. Мы стараемся собирать истории представителей всех этносов Казахстана, поскольку наша страна всегда была многонациональной. Также мы особое внимание уделяем женским историям, поскольку женщины традиционно недостаточно представлены в исторических записях: например, в шежіре (родословной — прим.ред.). Мы считаем важным, чтобы голоса женщин также были услышаны, ведь они часто являются носителями и хранителями семейных воспоминаний.

Мы не отказываем никому, если его история важна и значима для него самого. Мы уважаем личные переживания каждого участника и стремимся передать их так, как они хотят это видеть. При этом мы понимаем, что рассказы о семье могут быть очень эмоциональными и субъективными. Наша задача — не проверять достоверность каждого слова, а сохранить эмоциональную правду, которую люди передают. Конечно, когда это возможно, мы стараемся сопоставить события с историческими фактами, чтобы дать контекст. Но в большинстве случаев для нас важнее передать личное восприятие человека, его эмоции и ощущения. Ведь это и есть суть семейной истории — это не просто фактология, это опыт, который прошли люди, и который формирует их потомков.

Страхи людей — это один из главных барьеров. Многие люди боятся, что их история может быть неправильно понята или осуждена. Особенно это касается тем, связанных с трагедиями и сложными моментами в жизни их семьи. Мы работаем с этими страхами через создание доверительной и безопасной атмосферы. Когда люди чувствуют, что их никто не осудит, что их история важна и нужна, они начинают открываться. Мы подчеркиваем, что история их семьи —  это часть их идентичности, и ее важно сохранять не только для себя, но и для будущих поколений. Часто после интервью люди говорят, что чувствуют облегчение, потому что наконец-то смогли высказать то, что долго носили в себе.

 

 

Что ждет проект в будущем

Основная цель нашего проекта — сохранить семейные истории для будущих поколений и через них показать многообразие и богатство истории Казахстана. Мы хотим создать цифровую географическую карту, на которой будут собраны истории со всех регионов страны. Это позволит не только ученым и исследователям, но и простым людям лучше понять, как история семьи вплетается в общенациональный контекст.

Мы также стремимся к тому, чтобы каждая история стала маленьким шагом к исцелению нации, чтобы люди могли осознать своё место в истории и роль своих предков в формировании настоящего. В ближайшее время мы планируем собрать еще больше историй, расширить проект на весь Казахстан и привлечь больше участников из разных этнических групп.

 

   

Обложка: Freepik