Вчера в Париже закончились Олимпийские игры, на которых Казахстан заработал 7 медалей. Результат оказался лучше, чем на предыдущих играх в Токио — в этом году наши спортсмены заработали три серебряных медали, а дзюдоист Елдос Сметов принес стране долгожданное золото. 

Тем не менее, Олимпиада прошла не без скандалов. Прямо перед игрой две успешные казахстанские теннисистки по медицинским причинам отказались от участия в играх. Юлию Путинцеву и Елену Рыбакину объединяет то, что обе спортсменки получили казахстанское гражданство, чтобы выступать за сборную. Их отказ возмутил некоторых казахстанцев: они посчитали, что ситуация стала поводом пересмотреть отношение к легионерам и начать вкладывать больше денег в своих спортсменов. 

Разбираемся, для чего нужна натурализация легионеров в спорте и действительно ли нужно отказываться от иностранных спортсменов.

Текст Таисия Королева

 

Что произошло

За несколько дней до начала Олимпиады в Париже главная звезда казахстанского тенниса Елена Рыбакина сообщила, что не будет принимать участия в играх. Врачи диагностировали у девушки бронхит и категорически запретили ей занятия спортом. 

«После Уимблдонского турнира я заболела острым бронхитом, и, несмотря на попытки вернуться к тренировкам, мой организм пока так и не восстановился. Врачи категорически запретили мне выходить на корт. Мне очень жаль, что я не смогу оправдать ваши надежды и выступить за нашу сборную на Олимпиаде в Париже. Я была так близка к медали в Токио и тщательно готовилась к парижским Играм, чтобы завоевать золото для Казахстана. К сожалению, болезнь не дала этим планам сбыться», — обратилась Рыбакина к казахстанцам через Федерацию тенниса. 

Через пару дней стало известно, что вторая ракетка Казахстана, Юлия Путинцева, также не сможет выступить на Олимпийских играх. Федерация тенниса сообщила, что у спортсменки заболело колено во время подготовки к первому матчу и после медицинского обследования было принято решение отказаться от игр. Юлия записала видеообращение к казахстанцам, в котором рассказала, что у нее обнаружили надрыв мениска и воспаление костей вокруг колена.  

«Я никогда не подводила свою сборную, играла все возможные матчи. Для меня всегда честь и радость представлять Казахстан. Я думаю, все знают, с каким рвением и желанием я играла за страну», — сказала Путинцева в обращении. 

Юлия Путинцева действительно до этого не пропускала матчей за сборную, но это не спасло спортсменку от волны критики в ее адрес. В комментариях в СМИ и под постами в аккаунте Федерации тенниса пользователи заявляли об «отсутствии уважения к стране», «желании заработать» и даже обвиняли спортсменок в целенаправленном саботаже. Дело в том, что Елена Рыбакина и Юлия Путинцева являются натурализованным легионерками: они родились в России, но приняли казахстанское гражданство и теперь выступают за Казахстан. Рыбакина получила паспорт в 2018 году, а Путинцева — в 2012. Юлии Путинцевой на момент получения казахстанского паспорта было 17 лет.

Блогеры Диас и Айгерім Камеридановы написали, что натурализованные спортсмены саботируют Олимпиаду, так как она не приносит им очков или финансовой выгоды. А также призвали отказаться от легионеров в пользу развития казахстанских спортсменов: 

«Натурализованные спортсмены просто не чувствуют привязанности к стране, за которую выступают. А такое понятие, как “намыс”, для них это непонятное слово на непонятном языке».

Досталось и остальным теннисистам из сборной: бывшим гражданам России Александру Бублику и Александру Шевченко, а также экс-гражданину Украины Александру Недовесову. Хотя все мужчины и представляли Казахстан на Олимпиаде, они проиграли в первом круге. 

Федерация тенниса заявила, что оценивает результаты Олимпиады как неудовлетворительные. Организация взяла ответственность на себя и принесла извинения.   

 

 

Сколько стоят легионеры для бюджета Казахстана

Одной из самых популярных претензий к Федерации тенниса и спортсменам стал аргумент о том, что на них тратятся крупные средства из госбюджета, хотя они не оправдывают ожиданий казахстанцев. Однако именно Федерация тенниса в Казахстане существует исключительно за счет частных денежных средств, то есть госфинансирование на нее не выделяется. 

В основном практика покупки легионеров распространена в командном спорте: футболе, баскетболе, хоккее. Легионеры — это иностранные спортсмены, которые не меняют своего гражданства, но выступают за казахстанские клубы. Натурализованные же спортсмены обязаны принимать казахстанское гражданство, отказываясь от собственного. Некоторые страны позволяют множественное гражданство для спортсменов, но в Казахстане бипатризм запрещен для любых граждан. 

Спортивный журналист Альберт Ахметов считает, что если есть лимит на легионеров, то ничего страшного в этом процессе нет. Покупка легионеров — распространенная во всем мире практика, с которой просто не стоит перебарщивать. 

«Если будет лимит на легионеров, то один-два сильных иностранных игрока могут влиться в команду и сыграть хорошую роль, показывая пример казахстанским спортсменам, как можно тренироваться, выступать и так далее. Но если, как сейчас в футболе, лимит отменен, то это создает опасную ситуацию, при которой многим клубам проще заплатить бюджетные деньги иностранцу, чем строить свои академии и воспитывать своих игроков».

Другого мнения придерживается спортивный журналист Евгений Акманов. По его мнению, если речь идет о теннисе, то госфинансирование идет как раз на содержание теннисных центров. А натурализованные спортсмены только положительно повлияли на рост популярности тенниса в стране: 

«Государственные деньги идут на содержание теннисных центров, которые, благодаря успехам Рыбакиной, Бублика, Путинцевой, Кукушкина, Данилиной и других ребят, забиты до отказа. Попробуйте забронировать в Алматы или Астане себе корты в выходной день —та еще задачка! Там взрослые, дети, любительские турниры. Это и можно назвать "эффектом Рыбакиной" после Уимблдона-2022. Прежде чем на эмоциях "отменять" людей, важно напрячь память и провести элементарный фактчекинг», — приводит слова Акманова «Спорт Шредингера».

 

 

Легионеры VS казахстанские спортсмены

Всего представлять Казахстан на Олимпиаде в этом году поехало 80 спортсменов в 25 видах спорта. Натурализованных легионеров из этих 80 человек — как минимум 11, включая Путинцеву и Рыбакину, а также легкоатлетку Нору Джеруто из Кении. При этом теннис был представлен полностью бывшими иностранцами. 

Еще одна претензия к натурализованным спортсменам — это то, что они занимают места казахстанцев, якобы при этом не стараясь и не принося медалей. Альберт Ахметов считает, что логика в этом действительно есть, однако она работает не для всех видов спорта. 

По словам Ахметова, конкретно в теннисе или легкой атлетике свои спортсмены еще либо слишком молоды, либо их пока не появилось — а это значит, что натурализованные легионеры не занимали ничье место. Представители Федерации тенниса также заявляют, что лицензии в этом виде спорта выдаются по личному рейтингу, а не по решению организации: 

«Здесь очень важно отметить, что олимпийская лицензия в теннисе — личная. Каждый игрок с казахстанским паспортом месяц за месяцем выступает на различных соревнованиях и в итоге накапливает личный рейтинг. Затем, согласно этому рейтингу, он получает или не получает лицензию на Олимпиаду. Не федерация решает, кто из теннисистов поедет на Олимпийские игры, а правила Международного олимпийского комитета», — говорится в ответе Федерации. 

Теннис в Казахстане развивается не так давно. По словам представителя Федерации, свои спортсмены смогут участвовать в соревнованиях и получить лицензию на Олимпиаду как минимум через 3–4 года. 

При этом, как поясняет Ахметов, если говорить про другие виды спорта, такие как бокс, борьба или дзюдо, там лицензия выдается только одна в каждом весе. Однако в них нашу страну представляли исключительно воспитанники казахстанского спорта.

 

 

Нужны ли Казахстану легионеры

В целом, в натурализации легионеров в спорте нет ничего плохого, если знать этому меру и понимать цену. Альберт Ахметов считает, что натурализация казахстанскому спорту скорее вредит, если она делается искусственно, так как этот способ работает на краткосрочный результат: 

«Если они действительно полюбили Казахстан, приехали сюда сами, сами пробились в сборные благодаря результатам, это хорошо. Но если их специально приглашают, дают им гражданство, чтобы они вне конкурса попали в сборную, то это категорически вредит казахстанскому спорту. Да, натурализованный атлет выиграет медаль, ответственные за это чиновники получат премии, но спорт в целом от этого только проиграет, ведь дети будут думать, что у них нет шанса попасть на Олимпиаду, так как в любой момент могут кого-то натурализовать, и они останутся дома».

Примечательно, что страны, которые заняли первые места в медальном зачете — США и Китай — не используют «искусственную натурализацию». То есть бывшие иностранцы в их составе, если они там есть, сами переехали в страну и пробились в сборную. 

«Спорт Шредингера» также опубликовали свою колонку с оценкой необходимости легионеров в казахстанском спорте. Журналисты пишут, что натурализация может быть полезна, но только как временный процесс для популяризации того или иного вида спорта. Спортивный журналист Евгений Акманов, используя пример тенниса, назвал такой рост популярности «эффектом Рыбакиной». 

При этом, как считает Ахметов, вклад денег в развитие казахстанского спорта в виде постройки спорткомплексов, приглашения тренеров, медиков и диетологов, рано или поздно тоже принесет результат в виде медали — нужно просто подождать. 

 

   

Обложка: metaratings.ru