Есть вопросЧто происходит с петицией за «возврат времени»
Получится ли у экспертов добиться отмены единого часового пояса
Петиция за отмену единого часового пояса стала одной из самых популярных в стране. Необходимые для рассмотрения 50 тысяч подписей она набрала досрочно 7 июня, хотя срок был до 4 ноября. 21 июня прошло первое заседание рабочей группы, а 16 июля — второе. Принять решение власти должны уже 5 августа, однако члены инициативной группы заявляют о повсеместных нарушениях в рассмотрении петиции.
Разбираемся, на какой стадии сейчас находится петиция и удастся ли казахстанцам вернуть в стране два часовых пояса.
Текст Таисия Королева
Предыстория: Почему появилась петиция
В инициативную группу по отмене единого часового пояса входит 14 разных экспертов: психолог, социолог, политолог, юристы, общественные деятели, биофизик, биохимик и предприниматели. По их мнению, введение единого часового пояса в Казахстане было незаконным, а также нарушило ключевое право каждого казахстанца — право на здоровье.
Так, медицинский психолог Евгений Ян считает, что перевод времени сократил темное время суток, которое мы спим, из-за чего у казахстанцев снизилась секреция мелатонина, крайне важного гормона, который вырабатывается исключительно ночью.
Это, в свою очередь, чревато проблемами со здоровьем: бессонницей, нестабильным психоэмоциональным состоянием, увеличением риска сердечно-сосудистых заболеваний, болезни Альцгеймера и даже онкологии. В особенной группе риска — подростки, пользующиеся гаджетами предпочтительно в вечернее время суток.
«Экономя деньги на электроэнергии и облегчая бизнес-процессы, мы крадем будущее у нашего следующего поколения и вредим здоровью жителей нашей страны», — поделился своим мнением Евгений Ян на своей странице в Instagram.
«Во время обсуждения проекта постановления на официальном сайте 92 процента людей проголосовали против введения единого времени, хотя власти делали много вбросов “за”. Но результаты опроса были проигнорированы», — рассказала в интервью на Youtube-канале «Гиперборей» биофизик из инициативной группы Жанар Джандосова.
Энергетик Асет Наурызбаев, в свою очередь, подчеркивает возможное увеличение затрат на электроэнергию, произошедшее из-за решения о едином поясе. По словам эксперта, с единым временем в некоторых частях страны мы теряем светлый час утром и вынуждены включать освещение на час раньше вечером. При этом во всем мире уже давно принята модель перехода на летнее время для экономии электроэнергии, которая носит название Daylight Saving Time (DST).
Другой немаловажный фактор, на который обращают внимание члены инициативной группы — это незаконность. По мнению экспертов, решение о едином поясе принято с нарушением процессуальных норм, а также оно нарушает как минимум три права человека: на здоровье, на жизнь и на участие в управлении делами государства. Они заявляют, что такое решение должно приниматься не постановлением, а отдельным законом, который проходит через две палаты парламента.
Все эти доводы эксперты озвучили на первом заседании рабочей группы. Второе было посвящено аргументам другой стороны. Окончательное решение должно быть вынесено в первых числах августа — но члены инициативной группы сомневаются, что их мнение будет услышано. Такой вывод, по мнению их представительницы Шолпан Жаксыбаевой, напрашивается сам собой при оценке подготовки властей к каждому из заседаний.
«Но сопротивляться все равно надо, чтобы завтра они не приняли новое необоснованное постановление», — считает Шолпан.
Первое заседание: Эксперты и отсутствие исследований
Первое заседание рабочей группы прошло 21 июня. На ней выступили авторы петиции, а также эксперты, которые поддерживают единый часовой пояс.
Один из таких экспертов — биофизик Амир Куат, который называет себя «самым молодым ученым Казахстана». Сервис по подбору спикеров Hubspeakers описывает его как ученого, новатора, изобретателя и предпринимателя — однако ссылок на исследования Амира мы не нашли.
Пять лет назад «Хабар-24» делал про Амира репортаж, на котором молодой ученый заявлял, что способен рассчитать самый неблагоприятный день для любого человека, основываясь на дате его рождения.
На первом заседании рабочей группы сторонники перевода времени приводили в пример Китай, где также уже давно действует система с единым часовым поясом. Биофизик Жанар Джандосова, в свою очередь, заявила, что пример Китая — не самый положительный, так как эта страна далека от демократических ценностей.
В целом, сторонники петиции заявляют, что первое заседание прошло с нарушениями. Они отмечают, что им так и не выдали протокола заседания, а также не дали ознакомиться с исследованиями, подтверждающими необходимость введения единого часового пояса.
Более того, из видеозаписи первой встречи рабочей группы, опубликованной на Youtube-канале Минторговли, вырезали выступление Аиды Альжановой. В нем она сомневалась в квалификации ученых, на которых ссылались власти при вынесении решения. Также обрезали выступление Жанар Джандосовой и Шолпан Жаксыбаевой.
Второе заседание: Заинтересованные лица и нарушение регламента
Второе заседание рабочей группы прошло 16 июля. Изначально оно было назначено на 28 июня, через неделю после первого — но к этому времени никаких результатов исследований и соцопросов не было предоставлено.
Автор петиции потребовал предоставить все нужные документы, в связи с чем заседание 28 июня было отменено. Вскоре его назначили уже на 6 июля. Сторонники петиции изначально думали отказаться от участия в нем, так как никаких документов предоставлено в итоге все равно не было — однако решили, по словам Шолпан Жаксыбаевой, «испить эту чашу до дна».
Как рассказывают эксперты, второе заседание вел депутат Еркин Абиль. Он был инициатором ввода единого часового пояса — то есть является заинтересованным лицом. По словам Асета Наурызбаева, депутат нарушал регламент заседания: выключал микрофоны сторонников петиции, перебивал их и давал меньше времени на вопросы. В то же время для другой стороны были заметны поблажки.
На пресс-конференции, прошедшей после второго заседания, инициативная группа представила свой проект решения проблемы:
отменить введение единого часового пояса с 1 сентября;
признать, что существует проблема несоответствия работы предприятий страны естественному световому дню;
рекомендовать правительству провести научный анализ точного расположения часовых поясов в Казахстане, с широким привлечением общественности;
рекомендовать Мажилису по итогам этого анализа выпустить правовую норму, определяющую расположение часовых поясов по территории РК.
Впрочем, на самом заседании их проект не был заслушан.
На встрече также выступили сторонники введения единого часового пояса. Директор департамента науки и человеческих ресурсов Минздрава Алмагуль Кауышева подчеркнула, что с перехода на единый пояс прошло еще слишком мало времени — но заявила о снижении количества некоторых заболеваний, пишет Tengrinews:
«За 6 месяцев этого года отмечается снижение показателей заболеваемости болезней системы кровообращения на 13,7 процента, психических и поведенческих расстройств – на 11,3 процента, на ситуацию с онкологическими заболеваниями негативного влияния нет. В разрезе регионов: по Восточно-Казахстанской области отмечается снижение заболеваемости болезнями системы кровообращения на 15,9 процента, онкологии - на 1,5 процента и психических расстройств - на 12,2 процента. По Алматы наблюдается снижение заболеваемости болезнями системы кровообращения на 55,7 процента, онкологии - на 2,3 процента, психических расстройств - на 15,8 процента».
Эксперты, в свою очередь, пожаловались, что им так и не предоставили научной базы, на основании которой было принято решение о введении единого часового пояса. Амир Куат, эксперт со стороны их оппонентов, заявлял, что он проводил все необходимые исследования, однако предоставить их результаты он не может, так как они засекречены.
Асет Наурызбаев считает, что засекречивать подобные данные незаконно, так как они касаются здоровья населения. Более того, на проведение исследования затрачивались бюджетные средства.
Итог: «Все силы правительства брошены на оправдание принятого решения»
Сторонники петиции жалуются на предвзятое отношение властей. Психолог Евгений Ян рассказал, что, по его мнению, большинство людей, занимающих государственные должности, ставят в приоритет лояльность своего начальства. А работники бюджетных организаций не высказывают стороннего мнения из страха потерять работу.
Шолпан Жаксыбаева считает, что перевод времени — простой, но насущный вопрос, интересующий граждан, но правительство политизировало его своей некомпетентностью:
«Автор петиции — обычный предприниматель, парень, который просто платит налоги, решение о переводе времени неудобно его семье, его детям, его работе. И он искренне верил в концепцию слышащего государства, считал дни до запуска сайта петиций, подал ее, прошел все сложные этапы модерации до ее публикации. И вот что он получил в итоге: политизацию такого простого вопроса.
Складывается впечатление, что у государства есть родные дети — правительство, а есть неродные — народ. И родным можно делать все, что угодно, а вот неродные должны терпеть все выходки и бесчинства родных. Но надолго ли хватит терпения?».
«Отдельные люди в государстве не заинтересованы в том, чтобы возвращать часовые пояса, и делают все, чтобы этого не произошло <...> Пока складывается ощущение, что все силы правительства брошены на оправдание принятого решения», — резюмирует свою позицию Евгений Ян.
Обложка: Bruno Figueiredo / Unsplash
Комментарии
Подписаться