Принято считать, что первые правила дорожного движения были внедрены в Риме во времена Гая Юлия Цезаря. Если так, то прошло уже две тысячи лет с их появления. Само собой, современные ПДД заметно отличаются: наказания нарушителям определяются множеством нормативных правовых актов, каждый день появляются новые знаки и разметки, автомобильные дороги оснащаются камерами. 

Однако, несмотря на весь объем правил и современных мер безопасности, участники дорожного движения все также попадают в травмоопасные ситуации, а иногда даже погибают. Разбираемся, почему так происходит и что можно с этим сделать.

Автор Данияр Садвакасов

Редактор Султан Темирхан

 

Почему происходят аварии и как их избежать

В Управлении городской мобильности города Алматы в ответе на наш официальный запрос сообщили, что основными причинами ДТП остается превышение скоростного лимита и нарушение правил маневрирования. В департаменте полиции Астаны, в свою очередь, ответили, что рост числа аварий связан с переходами дорог в неположенном месте. В МВД РК не дали никакого ответа. 

По словам независимой экспертки по организации дорожного движения Азизы Таласпаевой, ДТП с участием пешеходов можно избежать. Для этого власти должны учитывать траекторию пешеходного потока — то есть те места, где люди чаще всего переходят дорогу с нарушением правил. 

— Чтобы предотвратить ДТП с участием пешеходов, необходимо учитывать траекторию естественного пешеходного потока. Это значит, что нужно тщательнее изучать все перед проектированием: делать полевые исследования, измерять, сколько пешеходов проходит эту дорогу за час, сколько человек переходит дорогу в неположенном месте, понять состав пешеходного потока и так далее. Если мы хотим стремиться к нулевой смертности в ДТП, то подход к предпроектному исследованию должен быть глубже, — считает Таласпаева.

На портале комитета по правовой статистике Qamqor отмечается, что за 2024 год уже произошло 10 583 ДТП. Из них со смертельным исходом — 793 случая, причем 3% — по вине пешеходов, остальные — по вине водителей.

В 2023 году произошло 15 886 происшествий. Из них со смертельным исходом — 1 984, по вине пешеходов также 3%. В 2022 году по вине пешеходов произошло 3,5% случаев ДТП.

Азиза Таласпаева подчеркивает, что чаще всего аварии, повлекшие смерть, возникают по причине быстрой езды автомобилистов. Она ссылается на исследование Института мировых ресурсов (WRI) от 2015 года под названием Cities Safer by Design. 

В этом исследовании проводится взаимосвязь между смертностью пешехода при столкновении с транспортным средствами и скоростью этого транспортного средства. В отчете приведены конкретные примеры городов. Например, в густонаселенном, однако ориентированном на общественный транспорт Токио уровень смертности в ДТП составляет 1,3 человека на 100 000 жителей. А вот в Атланте, где больший приоритет отдается автомобилистам,показатель смертности выше и составляет 9,7 человека.

Эксперт ОФ Urban Forum Kazakhstan Диас Маратулы также акцентирует внимание на скорости:

«Скорость убивает. Это очевидная аксиома, о которой знают все. Тем не менее в Алматы даже при всем желании власти не внедряют методы по ограничению скоростного режима. Всегда приводятся контраргументы со стороны властей, что будет больше пробок, экономические потери, неудобства для горожан и так далее».

 

 

При чем тут чиновники

По данным минтранспорта, для создания безопасных автомобильных дорог и сокращения ДТП до конца 2024 года будет пересмотрено свыше одной тысячи отраслевых нормативных документа. Еще проводится оценка дорог с консультантами международной программы «EuroRAP», которые занимаются снижением происшествий на платных участках дороги.

При этом стоит отметить, что также существует международная программа по повышению уровня безопасности на дорогах Vision Pro. Она учитывает четыре основных принципа: контроль и разделение, функциональную гармонию, предсказуемость и простоту, а также стремление к ограничениям.

Миссия программы направлена на достижение нулевого уровня смертности путем применения инженерных, архитектурных и технологических решений. Впервые на государственном уровне программу принял парламент Швеции в 1997 году. Сейчас она получила распространение в Нидерландах, Великобритании, США и Канаде.

—Если говорить про дорожную безопасность, необходимо придерживаться двух главных принципов Vision Zero. В первую очередь, проявлять нулевую терпимость к летальным исходам и не воспринимать травматизм, как неотъемлемую часть автомобильного движения, — считает Диас Маратулы.

Вместе с этим Диас подчеркивает, что власти игнорируют общую проблему и не принимают соответствующих мер.

— Вместо того, чтобы системно подходить к проблеме снижения ДТП, у нас идет избегание ответственности со стороны властей. Никто не хочет принимать меры, которые повлекут за собой общественное порицание, — рассказывает Маратулы.

В свою очередь, директор Международной Юридической компании «Авто-Лига» Зарина Кожамкулова считает, что в возникновении ДТП большую роль играет отсутствие комфортной и безопасной среды.

— Однозначно — отсутствие комфортной городской среды способствует возникновению ДТП, а ее наличие – сокращает. Например, на днях произошло порядка 10 дорожно-транспортных происшествий на одном из участков в Астане. Виной послужил неправильно установленный светофор возле железнодорожного вокзала «Нұрлы жол» на пересечении улиц Байтурсынулы и Шаймерденова. Светофор стоял криво, и было непонятно, кому он горит. По этой причине произошли ДТП. Сейчас мы работаем с участниками ДТП. Будем привлекать к ответственности администрацию города. В основном такие дела разрешаются в досудебном порядке, — рассказывает Кожамкулова.

 

 

Почему нужно придерживаться концепции Vision Zero

Эксперты считают, что концепция Vision Zero снизит количество ДТП — однако проблемой является то, что она применяется не во всех городах Казахстана, а если и применяется, то не полностью.

— Если в Алматы ситуация с велодорожками относительно нормальная, то, например, в Астане нет. В столице есть велодорожки, но нет велопереездов. Полиция почему-то считает, что если велосипедисты будут переезжать дорогу, это создаст опасность для участников движения. Власти не хотят создавать требуемую инфраструктуру. Но проблема в том, что велосипедисты в любом случае переезжают дорогу, и ответственность перекладывается на них, хотя они как раз таки жертвы, — приводит пример Диас Маратулы.

Азиза Таласпаева считает, что ограничение скорости движения, которое тоже относится к концепции Vision Zero, изменит ситуацию с ДТП.

 — Для меня, как для эксперта по организации дорожного движения, важно, чтобы на автодорогах, прилегающих к объектам детского образования, устанавливали ограничение скорости до 30–20 километров в час. А также чтобы там запретили движение грузовых транспортных средств и сделали разметку. Согласно исследованиям, дети не могут ориентироваться по знакам дорожного движения, им нужна разметка, — говорит Таласпаева.

Зарина Кожамкулова придерживается мнения, что ужесточение законов может снизить количество ДТП на дорогах.

— На мой взгляд, ужесточение законов в сфере дорожного транспорта существенно снизит количество ДТП. Мы видим этот эффект на фоне своего города. Когда у нас появилась система «Сергек», происшествий на дороге стало меньше, — считает она.

Азиза Таласпаева, в свою очередь, акцентирует больше внимания на создании безопасной городской среды, нежели на ужесточении законов.

— Согласно второму этического принципу концепции Vision Zero, люди всегда будут совершать ошибки на дороге, будь то пешеходы или водители. Это нормально. Человеку свойственно ошибаться. Автомобилями управляют не роботы, а люди. Дорогу переходят не роботы, а пешеходы. Улично-дорожная инфраструктура не должна позволить произойти смертельному ДТП, а если ДТП все таки произошло, то физическая среда должна смягчить момент столкновения. Чтобы человек не расплатился жизнью за свою ошибку и не смог забрать жизнь у других.

Физические меры профилактики смертельных ДТП разнообразны. Это — тротуарные мысы, островки безопасности, приподнятые пешеходные переходы, искусственные неровности, сужения проезжей части и многое другое. В любой аварии есть «незаметный виновник», которым является улично-дорожная инфраструктура, физическая среда, которая позволила произойти этому ДТП, — резюмирует Азиза Таласпаева.

 

   

Обложка: Chris Barbalis / Unsplash