Стигматизация — навешивание ярлыков на людей из уязвимых групп общества. Чаще всего их подвергают стигматизации из-за состояния здоровья, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, религиозных убеждений или социального статуса. Из-за общественного давления стигматизировать себя может и сама жертва. 

Стигма порождает стереотипы и является дискриминацией. Из-за стигматизации люди могут серьезно пострадать. Эту проблему осветил фонд Cityzen Space при поддержке «Фонда Розы Люксембург». В конце декабря 2023 они выпустили методологическое пособие «Что такое стигма и как сделать город инклюзивным».

«Стигматизация — боль современного Казахстана. В стране есть множество уязвимых групп, существование которых не замечают», — говорится в аннотации к пособию. 

Мы побеседовали с координаторкой проекта Анель Молдахметовой о том, как снижать стигму в обществе, об участниках школы «Дестигматизация как шаг к инклюзивному городу» и о том, как писалось пособие.

Автор Жангир Джангильдин

 

О методологическом пособии

Оно основано на материалах, которые команда собирала в октябре 2023 года в Алматы. Организаторы создали школу, где обсуждались вопросы инклюзивного города через призму дестигматизации. Цель проекта — расширить инклюзивную городскую среду и осветить проблемы уязвимых сообществ в медиа-пространстве. Идею реализовали через акцент на проблемы, которые обычно замалчиваются из-за табуированности и непонимания того, как с этими темами работать. 

Школа изучила проблемы маломобильных граждан, людей с нарушениями зрения и слуха, людей, живущих с ВИЧ, людей с психологическими заболеваниями, ментальной инвалидностью, пострадавших от насилия, бездомных, ЛГБТК-сообщества, бывших заключенных, а также людей с интерсекциональной стигмой — когда один человек принадлежит сразу к нескольким стигматизированным группам и сталкивается с дискриминацией по разным признакам. Пособие предлагает практические решения проблемы стигматизации разных групп.

«Наше методологическое пособие предлагает комплексный подход к пониманию и преодолению стигмы в Казахстане, стремящемся к формированию гармоничного и уважительного общества. Рассматриваются вызовы, с которыми сталкиваются люди с особыми потребностями, представители ЛГБТК-сообщества, мигранты, представители различных этнических и религиозных меньшинств. Исследуются проблемы стигматизации в разных сферах жизни — от образования и здравоохранения до трудоустройства и общественного восприятия. 

Сейчас политические и законодательные решения о защите прав уязвимых групп населения в большинстве случаев принимают люди, для которых стигматизация — лишь гипотетическое понятие, а не повседневная реальность. 

Мы надеемся, что пособие станет еще одним шагом на пути к созданию открытого, толерантного и инклюзивного общества в Казахстане» — говорится в пособии.

 

 

О школе 

Школа «Дестигматизация как шаг к инклюзивному городу» состояла из трех компонентов:

 образовательный — серия лекций и семинаров, которые раскрывали способы и методы работы на реализацию прав на инклюзивную городскую среду. Спикерами были исследователи, правозащитники и активисты;

 правозащитный — несколько тренингов, посвященных медийной и юридической возможности работы с городскими администрациями и другими представителями власти с точки зрения отстаивания собственных прав и реализации их в различных инстанциях;

 исследовательский — изучение городской среды Алматы с точки зрения инклюзии.

 

 

Анель Молдахметова, директорка Cityzen Space и координаторка проекта

Вместе с консультантом проекта Александром Вилейкисом мы хотели, чтобы школа могла дать прикладные инструменты по работе со стигмой активным представителям уязвимых и невидимых сообществ. Это нужно для того, чтобы мы могли самостоятельно реализовывать свое право на город, расширять свои возможности в городской среде. 

Для нас был важен практический опыт экспертов в защите прав и продвижении своего сообщества на уровне изменений в законодательстве. Одним из экспертов стал Кирилл Вшивков — сооснователь фонда «Свет». Он провел прикладной мастер-класс по работе с бытовым насилием, поделившись опытом своей организации.

 

 

Другой важный компонент образовательной части — репрезентативность. Мы старались фокусироваться на разнообразии тем, важных для городской инклюзии. ГЛАВНЫМ ФОКУСОМ СТАЛ АКЦЕНТ НА ВАЖНОСТИ РАБОТЫ СО СТИГМАТИЗАЦИЕЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. Именно это влияет на доступность инфраструктуры, безопасность среды для разных сообществ и толерантность в общественных пространствах. В результате формируется более человечное и демократичное пространство, где ранее стигматизированные сообщества становятся его полноценными пользователями и имеют полное право влиять на его благоустройство. 

Другой эксперт программы, Амир Шайкежанов, поделился опытом создания safer spaces для ЛГБТК-сообщества. Он рассказал о том, как реализовать свое право на город, учитывая вопросы безопасности, социализации и создания дружеского поддерживающего комьюнити. 

 

 

Комментарии участников школы

Гульмирам Сражова, общественная деятельница, член сборной Актюбинской области, представительница ОО «Союз парализованных граждан города Актобе»

Инвалидность я получила в 15 лет. Железнодорожная травма, ампутация нижних конечностей и левого плеча. Незрелый ум и советское детство, где «нет инвалидов», сделали свое дело: я воспринимала понятие «инвалидность» как синоним немощности. Я мечтала получить высшее образование и работать, однако общество не было готово осуществить мою мечту. Были 90-е, я хотела поступить в педагогический колледж и впервые столкнулась со стигмой. Точнее не я, а моя мама. Она пошла в колледж посмотреть условия обучения, возможность доступа в здание. Во время разговора с завучем мама поделилась моей историей и получила категоричный ответ: «Что вы?! Такой человек не может учить и быть учительницей». Мама вернулась с этой встречи подавленная, сломленная, и я не поступила в тот год. Целый год размышляла над тем, что какая-то дама, которую я никогда не видела, смогла разрушить мою мечту.

 

 

Весной я поехала на протезирование в Алматы, где познакомилась с чудесной женщиной, ставшей для меня примером. Несмотря на множество преград, она одерживала победы одну за другой. Она поступила на очное отделение в техникум, где четыре года ползала по лестнице на второй этаж. Она стала мамой, будучи в инвалидной коляске. Эта женщина — Зульфия Габидуллина, чемпионка Паралимпийских игр в Бразилии и первая чемпионка в РК. ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ Я ВЕРНУЛАСЬ ДОМОЙ С ТВЕРДЫМ УБЕЖДЕНИЕМ БОРОТЬСЯ ЗА СВОЕ МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ. Поступила в университет, окончила его с отличием, работала в школе учительницей, занималась спортом, окончила магистратуру, стала многократным чемпионом и мастером спорта РК, стала тренером и воспитала других чемпионов и мастеров.

ПОНЯТИЕ СТИГМЫ В ОБЩЕСТВЕ ЗАЧАСТУЮ СКРЫТО, ЕГО НЕ РАСПОЗНАТЬ СРАЗУ. Но очень важно с ним бороться: убирать стигмы в собственных мыслях, показывать пример другим и менять общественное мнение. Это я смогла понять, обучаясь в Школе дестигматизации.

 

 

Виктория Натачиева, журналистка

Сама я напрямую не сталкивалась со стигмой, но есть одна история, которую мне рассказали. В селе Казахстана жила девушка, она была лесбиянкой. У нее были короткие волосы, поэтому внешне ее можно было спутать с парнем. Люди обращали на это внимание, и однажды несколько парней из села подкараулили ее, поймали и изнасиловали. Впоследствии она покончила с собой. Эта ситуация показывает, насколько люди нетерпимы к тем, кто хоть чем-то от них отличается.

 

 

Алексей, находится под следствием в Учреждении №1

По приезду в тюрьму меня привели на медицинское освидетельствование, где я сообщил врачу, что имею хроническое заболевание ХОБЛ (Хроническая обструктивная болезнь легких — прим. ред.), и мне необходимо пожизненно пользоваться препаратом «Беродуал». 

В моей медкарте отмечено, что для купирования приступов необходим препарат. Врач ответил, что у них таких препаратов нет, поэтому я должен попросить родственников, чтобы они мне его купили и передали в учреждение. А если у меня нет родственников? Хорошо, что есть друзья, которым я сообщил через адвоката, что мне нужны препараты. Друзья передали их. Но когда меня осудят, и я приеду в колонию, что мне делать? Можно просить друзей отправлять мне посылки, но бывают случаи, особенно зимой, что в колонию из-за обильного снегопада машина не может проехать, а значит, и посылки вовремя не привезут. Меня очень пугает, что начнется приступ, и мне не смогут помочь.

 

 

Как искоренять стигму

Для борьбы со стигмой Школа предлагает придерживаться нескольких простых правил:

 заниматься образованием и больше узнавать о жизни различных групп;

 не использовать слов и выражений, которые могут оскорблять людей из уязвимых сообществ;

 рассказывать другим людям о проблеме стигмы, быть адвокатом стигматизированных групп и привлекать бизнес и политиков к решению этой проблемы.

Пособие предоставило индивидуальные рекомендации каждой группе людей, подверженных стигматизации. Решения затрагивают как индивидуальные рекомендации для людей, подвергающихся стигматизации, так и для общественности и государства. 

 

 

«Например, для людей с инвалидностью над стигмами, касающимися эмоциональных, интеллектуальных, творческих и других навыков, нужно начинать работать на стадии получения образования. МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В ПРОГРАММУ ИСТОРИИ О ЛИЦАХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, И В ЦЕЛОМ ОБРАЗОВЫВАТЬ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ ИНКЛЮЗИИ И ГУМАННОСТИ. Необходимо планировать общественные лоты на государственных социальных заказах на темы вроде «Создание программы инклюзивного обучения детей дошкольного возраста» в Министерстве образования и Министерстве труда РК, в управлении образования и координации занятости и соцпрограмм при каждом областном центре. 

 

 

Для решения проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью на государственном уровне, необходимо ПРОВОДИТЬ ТРЕНИНГИ, ОБУЧАЮЩИЕ ГОССЛУЖАЩИХ СЕНСИТИВНО ОТНОСИТЬСЯ К КЛИЕНТАМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Нужно разработать социальные льготы, улучшить систему общественного транспорта так, чтобы он соответствовал международным стандартам инклюзивности, а также проводить регулярный аудит инфраструктуры и законодательства и вводить санкции в случае несоблюдения установленных правил. 

Помимо этого важно СОЗДАВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ на телевидении, в газетах, журналах и социальных сетях, а также регулярно освещать существующие проблемы и их личный опыт. Кроме репрезентации в медиа, важным инструментом привлечения внимания к проблеме могут стать общественные акции и митинги, петиции, а также перформансы и краудфандинговые кампании. Наконец, ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ДОСТУПА К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — сказано в пособии.

С пособием можно ознакомиться здесь.